Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Проповедь о падении Рима

Жером Феррари

  • Аватар пользователя
    Аноним11 декабря 2017 г.

    «…Есть только миг
    между прошлым и будущим,
    Именно он называется "жизнь"» (Л. Дербенёв).

    В принципе мне нравятся такие книги: поток сознания, в котором обнаруживаются островки смысловой близости. Чтение подобно совместному заплыву читателя и автора на дальние и глубокие дистанции, в котором возможны соприкосновение душ? сознаний? умов? Кое-что настолько точно смыкалось с моим собственным пониманием реальности человеческого существования и переживаниями жизненного опыта, что оставалось удивляться, почему всё остальное такое разное.

    Центральная тема этой философской книги полифоничная и почти притчевая – отсутствие: отсутствие в планах, отсутствие на фотографии, отсутствие в социуме, отсутствие в собственной жизни. И внутренняя невозможность превратить её в присутствие. Или не вполне осознанное внутреннее сопротивление этому. Всё начинается с Марселя с его невнятной жизнью, в которой ни он ни к чему сущностному не стремился, ни жизнь не давала ему достаточно событий, которые были бы способны увлечь его за собой, пробудить к деятельной активности, к самовоплощению. Он проходит сквозь свою жизнь почти как через пустое поле, практически не оставив на нём следов – где-то рядом бурлят события, совершаются подвиги, делаются ошибки, а его судьба как бы обходит стороной и молчанием. Отсутствие продолжается и в судьбе Матье: кажется, что это не он проживает свою жизнь, а жизнь его живет, как может. Несмотря на молодость и полноту сил и потенциальных возможностей, он пребывает в странной полулетаргии-полуосознанности, застревая в повседневности, как в зыбучих песках, будь это философский факультет Сорбонны или бар на Корсике: его жизнь словно замирает между «да» и «нет», которые всегда равны между собой: ему «что воля, что неволя – всё равно».

    Но вот что, пожалуй, не получается при этом у героев – это не печалиться «из-за мрака мира сего», к чему призывает Августин, аллюзия на которого присутствует в названии. Они печалятся, мучаются, страдают, мечутся, ищут выхода из собственного равнодушия к жизни, чтобы прорваться в иные жизненные пространства - хоть куда-нибудь. Матье и его друг Либеро, утратив юношеский идеализм и разочаровавшись в возможности познать истину, обрести смыслы своего существования и сделать этот мир лучше, строят свой мини-мир, свою крохотную «империю», арендовав деревенский бар. Поначалу всё, вроде бы, идёт хорошо, и они чувствуют себя на своём месте, но постепенно их путь от аудиторий Сорбонны до стойки бара в каком-то смысле начинает повторять процесс упадка римской империи, разорённой варварами. Но ещё заметнее и сокрушительнее их внутренний личностный упадок, прослеживающийся в постепенном изменении жизненных целей, поведения, дискурса, а главное - деформация идеалов, чувств и самоотношения.

    Читается эта маленькая книга, конечно, скучновато, как любая книга на вечную тему. Кроме того, она своеобразно структурирована - как иллюстрации и интерпретации к цитатам из Августина - и смоделирована как сознавание-воспоминание героев. Обилие цитат, аллюзий и отсылок, с одной стороны, обогащает и символизирует содержание этой семейной микросаги, а с другой стороны – мешает сопереживанию событиям и героям. Но в любом случае она заставляет задуматься, к чему же всё-таки устремлена или должна быть устремлена человеческая жизнь – к победам над собой или поглощению повседневностью?

    «…Пусть этот мир
    Вдаль летит сквозь столетия,
    Но не всегда
    По дороге мне с ним.
    Чем дорожу,
    Чем рискую на свете я -
    Мигом одним,
    Только мигом одним» (Л. Дербенёв).

    26
    1,5K