Рецензия на книгу
Predictably Irrational: The Hidden Forces That Shape Our Decisions
Dan Ariely
Аноним9 декабря 2017 г.Все больше и больше убеждаюсь, что книги такого жанра (тут "бизнес-книга") ну сооовсем не мое и поэтому решаюсь высказать свое СУБЬЕКТИВНОЕ мнение. Я ее читала наверное полтора года и в последнее время исключительно в случаях, когда не могла заснуть - это была моя таблетка от бессонницы, действовала буквально на 2-3й страничке. Вроде бы и тема поведенческой экономики такая интересная и актуальная (все-таки Нобелевскую премию получила!), и для меня как экономиста и исследователя эта тема составляет интерес. НО это размусоливание, повторения, отхождения от темы меня просто выводили из себя. Такое ощущение, что автору просто надо было написать n-ное количество страниц и он лил и заливал воду. Примеры его опытов со студентами уместны, но достаточно было бы и одного для главы и немного покороче - по сути. Мне кажется, я бы с большим удовольствием прочитала бы научную статью на эту тему, чем это вот все.
Для себя я немного структурировала основные идеи и, так сказать на память, выделила основные моменты.
Классическая экономика выходит из того, что люди – рациональные субъекты, которые принимают логичные и разумные решения для максимизации выгод.
Поведенческая экономика исходит из иррациональности субъектов, которые могут под влиянием отдельных факторов совершать ошибки.
Наше иррациональное поведение не является случайным и бессмысленным — оно носит систематический характер и вполне предсказуемо
В книге описываются следующие причины/факторы такого иррационального поведения:- Мы делаем свой выбор на основании принципа относительности.
Как верно подмечено в книге,
мы всегда смотрим на вещи с учетом их окружения и связи с другими вещами. Это справедливо не только для физических предметов — тостеров, велосипедов, кукол, закусок в ресторанах или даже супругов, — но и для нематериальных объектов, таких как варианты проведения отпуска или учебы и даже таких эфемерных вещей, как эмоции, отношения и точки- Классическая модель спроса и предложения имеет некоторые недостатки: спросом достаточно легко манипулировать, ибо потребители устанавливают цены на вещи на основании неких «якорей» (часто формируются за счет рекомендуемых производителями или указываемых в рекламных объявлениях цен или промоакций и других инструментов, даже ПАМЯТИ на прошлые цены) и механизмы свободного рынка не всегда могут помочь нам максимизировать полезность при купле-продаже;
- Эффект нулевой цены является достаточно сильным инструментом, так как заставляет потребителей покупать то, что им даже не было нужно, создавая иллюзию отсутствия рисков.
- Существует 2 вида норм – социальные (потребность в общении, дружбе, любви; основанные на бесплатном оказании услуг) и рыночные (основанные на рыночных взаимоотношениях), и при их столкновении возникают проблемы. Социальные нормы зачастую имеют большее влияние, чем рыночные. Для возникновения рыночных норм достаточно лишь упомянуть о деньгах (даже когда эти деньги не переходят из рук в руки).
- Во время возбуждения участники склонны принимать нерациональные и неконтролируемые решения.
- Людям характерна прокрастинация и проблемы с самоконтролем, что влияет и на их поведение.
- У нас складываются особенные отношения с нашей собственностью:
– мы слишком ценим свои вещи, так как связываем с ними свои воспоминания либо же вкладывая в них что-то, в итоге завышая их стоимость;
– мы фокусируемся на потери предмета продажи, а не на возможностях, что эта продажа принесет (деньги на- Изобилие вариантов приводит к нерациональной трате наших ресурсов и порой закрывает от нас действительно важные вещи и цели.
- Люди склоны к мелкому обману и нечестности, когда у них есть такая возможность, особенно при отсутствии контакта с деньгами. Причем это можно назвать нижним порогом нечестности так званой группы «хороших» людей.
Пока дописала рецензию до конца, решила сменить оценку с двойки на тройку, так как сами идеи мне понравились и натолкнулименя на мысль почитать что-то еще в этой сфере. Но скорее всего это будет научная литература ;)
83,2K