Рецензия на книгу
Ляльковий дім
Генрік Ібсен
annetballet5 декабря 2017 г.Лица стерты, краски тусклы —
То ли люди, то ли куклы…Складывается впечатление, что в семье Хельмеров есть место только ужимкам. Серьезный адвокат обращается с женой как с котенком или младенцем, называя ее не иначе как птичка, белочка или жаворонок. Нора за восемь лет совместной жизни принимает и исполняет роль ручной игрушки. Ее реплики полностью соответствуют образу глупышки. Даже первый диалог с давней подругой фру Линне, где Нора, рассказав о том, как она спасла мужа, гордится своим поступком и настаивает, что хлебнула она не меньше самой Кристине Линне, которая осталась вдовой без детей и средств, заставляет думать, что Нора преувеличивает. Так, с первых страниц образ хозяйки дома однозначный и вполне приемлемый для многих семейных пар не только современников автора и нашей действительности двадцать первого века.
Ибсен раскрывает характеры главных героев - адвоката Хельмера и его жены Норы с совершенно ошеломительной стороны. Беспомощная марионетка Нора преображается в решительную и смелую. Насколько ей удастся сохранить этот характер – остается на волю фантазии читателя. Развязка становится неожиданностью не только для читателя, но и для героев. Крогстад, аперитивом к появлению которого, судачат о его низких моральных качествах, оказывается не таким уж мерзавцем. Сцена, в которой он говорит Норе: «Законы не справляются с побуждениями» лишь раскрывает глаза на суровую действительность и на трудную судьбу.
Отношением мужчины к женщине, как к забаве, к украшению «Кукольный дом» мне напомнил пьесу Островского «Бесприданница». Такое поведение было, конечно нормой для того века. До определенного момента, пока нитки не рвались в руках кукловода. Морально-этические проблемы отношений до скончания дней будут оставаться актуальными в обществе, поэтому я считаю, что пьеса очень хороша.
34496