Рецензия на книгу
Мой лучший враг
Эли Фрей, Алена Филипенко
Аноним4 декабря 2017 г."Оно" в российской глубинке
Являясь поклоннцей современной русскоязычной прозы, я решила дать шанс и российскому янг-эдалту.
Твердо решив не обращать внимания ни на инфантильный псевдоним автора (мы такие имена придумывали себе лет в 10-12), ни на сомнительное издание, я приняла этот совет во флэшмобе, поверив, что в книге будет какая-то психология отношений.
И сделала вывод, что судить по обложке иногда не вредно.Алена Филипенко в свои 25 лет, видимо, очень любила читать. Судя по некоторым недвусмысленным намекам, не чужд ей был, например, Стивен Кинг, ведь главная героиня называет своего мучителя не иначе как "Оно", пафосно подчеркивая его вездесущесть и неотвратимость, а ее друзья - тот же "клуб неудачников", скрывающийся от преследователей на окраинах городка.
К сожалению, читать книги и писать их - совсем не одно и то же, и даже самая интересная идея может разбиться о бездарное воплощение. Так и произошло с "Моим лучшим врагом", который в умелых руках вполне мог превратиться в неплохой психологический триллер, но так и остался ванильным романчиком для девочек.
Для очень терпеливых девочек. Непостижимым образом очень простая история, написанная односложными предложениями без какой-либо литературной составляющей занимает аж четыреста с лишним страниц мелким шрифтом. Постоянное повторение одного и того же раз по десять, совершенно ненужные и не играющие никакой роли в сюжете сцены - все это растягивает объем и без того сомнительной книжки.
Согласно официальной информации, автор вставляла в сюжет какие-то реальные детали из личного дневника. Судя по всему, так и есть. Только этот дневник похож на те, что ведут десятилетние девочки: "сегодня дедушка хотел кушать, бабушка сказала, что ей некогда, и я приготовила дедушке яичницу.", "На Новый год мы с родителями ездили в Ригу. Рига мне понравилась. Потом мы вернулись на поезде, и я опять пошла в школу". Куча лишней информации, никак не оправданной сюжетом и не раскрывающей персонажей.Самая же большая проблема - абсолютная неправдоподобность происходящего. У Кинга безразличие окружающих и бездействие взрослых было объяснено мистическим образом. Это и было главной бедой, проклятием города - все взрослые отравлены равнодушием.
Здесь же мистики нет совсем, просто один подросток с богатым папой травит всю школу, в открытую хамит учителям, в конце говорится, что он уже имел проблемы с полицией. Дети приходят домой со сломанными пальцами, с обожженными боками и выбитыми зубами, упорно молчат, но родителям это вообще не интересно. По школе развешивают фотографии девочки с нецензурными надписями, но учителя ждут, пока ученики сами их снимут, не проводится никаких бесед, не ищут виноватых, не ставят камеры, в конце-концов. Были бы истязания более психологическими - нет вопросов, но это банальный мордобой, порча вещей и захват социальных страниц - ничего оригинального.
Все персонажи отличаются малодушием, а больше о них сказать нечего. В "клубе неудачников" каждый герой имел свою историю и перспективу, это придавало объем истории. У Фрей при сравнимом количестве персонажей характеры едва намечены-Страниц за сто до конца книги, когда главная героиня все же решает оказать какое-то сопротивление, у книги появился реальный шанс хоть как-то реабилитироваться. Следить за происходящим наконец-то стало интересно. Но нет, триллера снова не случилось, все опять скатилось в какие-то сопли. Автор никак не могла решиться закончить книгу: и флэшбэк вставила, и рефлексию Стаса, и в конце-концов намек на какой-то хэппи-энд. Полнейшая авторская беспомощность, отсутствие элементарных знаний о психологии и слабое представление о том, как и зачем пишутся книги. Добавим сюда смакование ненормативной лексики, никак не оправданное художественными приемами, косноязычие и отсутствующий посыл. В итоге получим бессмысленную инфантильную книжку для подростков, которую подросткам читать нельзя из-за возрастного ценза.
Натянула оценку до тройки за сцену с поеданием листьев салата и песню КиШ. Больше здесь зацепиться не за что.
241,1K