Рецензия на книгу
Кролики и удавы
Фазиль Искандер
Аноним4 декабря 2017 г.Фазиль Искандер - как Фазиль Искандер: пишет обо всём и ни о чём, делая свои истории непредсказуемыми, заворачивая нам голову концовками, снабжая всё, что можно, комментариями в духе юного пацанёнка или, в лучшем случае, взрослого, который так и не перерос некоторые понятия. В рассказе "Утраты" он комментирует такую манеру рассказывать, не скрывая, что она ему импонирует. Может доходить и до небрежностей вроде "мне снились два политических сна, один расскажу как-нибудь потом" (цитата неточная), что подтверждает версию о том, что мы читаем одно длинное, но для удобства разбитое на части, повествование, которое никогда не кончится. Истории о местных жителях чередуются с шипами жизни при Сталине, так что страхи иногда становятся не страшными, а в какой-нибудь мелочи может неожиданно просквозить ужас. В общем, скучать читателю автор не даёт.
Отличается от других, естественно, повесть "Кролики и удавы", поразительно чёткая в развитии сюжета, но - как это принято у Искандера - со странненьким концом, даже не вписывающимся в стиль "думай и чувствуй, что хочешь". Когда-то в кругу интеллигенции нашего города она считалась обязательным чтением для уважающего себя читателя и казалась жутко смешной; сейчас я перечитал её без былого восторга, находя местами комментарии автора даже скучненькими. "Школьный вальс" без вальса показался зато более лоскутным, чем рассказы, и время от времени подкрадывалась мыслишка: неплохо бы этого писателя рекомендовать для уроков истории, пусть-ка современный айШкольник попробует примерить на себя портки мальца тех времён!
Ну а вообще-то - учитывая стиль, свежесть участка мозга, отвечающего за воспоминания и компасную точность порядочности и мужественности, - Искандера можно и нужно читать и читать. У него достаточно всего для нас - и истории, и искейпизма, и временного, и чего-то хтонического.
142,8K