Рецензия на книгу
Живущие в подполье
Фернандо Намора
Аноним4 декабря 2017 г."Заметь, Алберто, у некоторых пейзажей сердце больше, чем грудная клетка. Как и у иных из нас"
Как оказалось, найти художественную книгу о Португалии - задача не такая простая, как может показаться. В наличии либо те, которые совсем тебя не интересуют, либо о преступлениях падре Амаро (но мы то знаем, какие у них там преступления), либо Ремарк с его “Ночью в Лиссабоне”. Но когда время уже поджимало перед поездкой, нужное вдруг нашлось.
Изначально я нацелилась на совсем другую книгу Фернандо Наморы, но его произведения издавались единственный и последний раз у нас еще во времена Советского Союза, вот и не оказалось добрых людей, которые бы слили в сеть “Огонь в темной ночи”. Пришлось довольствоваться “Живущими в подполье”.
Успешный скульптор Васко Роша направляется улицами Лиссабона к месту встречи со своей любовницей. Он боится своей связи, боится быть пойманным, за каждым углом и в каждом человеке он видит осведомителей, которые непременно донесут его жене. Казалось бы, слишком великий страх и слишком странное поведение пусть даже и для изменщика. В квартирке, где он встречается с Жасинтой, для героя наконец-то наступает короткая передышка перед приходом любовницы. А где у человека есть время передохнуть - там всегда его подлавливают мысли о прошлом. О жене, о первой встрече с любовницей, о первой измене - все это из недавнего, но кинолента памяти отматывается еще дальше, и любовный роман вдруг начинает набирать совсем других красок. Главный герой в тюрьме, в бегах, вокруг него - диктаторский режим Салазара и люди, живущие и ведущие борьбу в подполье.
Роман - калейдоскоп событий из жизни главного героя. Как и многие книги, повествующие о прошлом веке, она - попытка научиться жить с прошлым, выйти из его подполья. У автора прекрасный язык и образы, вот только объему произведению не хватает. Так и хочется, чтобы некоторых героев выводили на сцену не единственный раз, но, к сожалению, автор выбрал не хронологическое повествование, и старался придать своей истории схожесть с человеческой памятью, а она - рваная и непредсказуемая.
4373