Рецензия на книгу
Старик, который читал любовные романы
Луис Сепульведа
Olenok28 ноября 2017 г.«Старик, который читал любовные романы» - книга, которая с легкостью прочитается за день, но которая после не будет отпускать вас не одну неделею.
Удивительно, как неторопливо начинающийся рассказ быстро набирает обороты, словно кольцо удава сжимается вокруг читателя – и вот медленно, но неизбежно погружаешься в книгу с головой, жадно впитывая каждое слово.
Сама по себе история стара как мир: борьба целовека и природы, простая и яростная, и проигранная обеими сторонами заранее. Перед нами старик, проживший большую часть своей жизни в тропических лесах Южной Америки, с обостренным чувством одиночества и неутолимой тягой к любовной лирике, в которой он страстно пытается найти покой для своей израненной души. А в противовес ему выступает амазонская сельва во всей своей красе: необузданная, своенравная, вездесущая и неуёмная. Вследствие необдуманного и крайне жестокого поступка она воплощается в обозленной тигрице, доведенной до отчаяния, жаждущей мести и расправы.
Индейцы шуар любят повторять: «Если, ты чувствуешь, что охота идет слишком легко, что след зверя сам попадается тебе под ноги, то знай: тот, кого ты наметил себе в жертву, уже смотрит тебе в затылок».При этом герои, которым определенно есть, что противопоставить друг другу, не вызвали у меня яркой любви или жгучей ненависти, да автор, на мой взгляд, к этому и не стремился. Прочтение ощущается как взгляд со стороны. Спокойное, рассудительное созерцание, подмечающее все детали, от которого не ускользнет ни одна мелочь. В нём нет осуждения или восхищения, а читатель – не более чем невольный зритель драмы жизни. И лишь периодически возникает недоумение по поводу целесообразности тех или иных поступков. В какой-то момент сомнение это выходит на первый план, скрывая в глубине вопросы исключительно философские, способные унести за собой в воды бесконечных рассуждений, взвешиваний всех «за» и «против», поиска понимания закономерности фатального исхода и одновременно невероятной возможности избежать его.
Невольно возникает ассоциация с книгой Хэмингуэя «Старик и море», проявляющаяся в аналогичных символах силы человеческого духа и характера, взаимосвязи природы и людей, зависимости их жизни и гибели друг от друга.
Сильная, многослойная история. Она не оставляет легкости в душе, не несет развлекательного посыла, но поражает в самое сердце, заставляя трепетать душу.352