Рецензия на книгу
Воскресение. Рассказы
Лев Толстой
Аноним27 ноября 2017 г.Осудить и Оправдать
Когда брал в руки книгу, и начинал читать, долго не мог понять почему она называется "Воскресение". Казалось что, что-то важное должно произойти в последний день недели. Но только ближе к концу книги понял, что она не имеет отношения к выходным дням. "Воскресение" души, переосмысление смысла жизни, вот о чем произведение Л. Н. Толстого.
Это огромный труд, написанный великим писателем. Он затрагивает разнообразные темы социума, беспокоящие людей в 19-м веке. Да и сегодня поднятые вопросы актуальны.
С самого начала книги поднимается вопрос нравственности. Совращение князем Дмитрием Нехлюдовым простой русской девицы Катюши, абсолютно беззащитной и невинной. У молодого человека заиграли гормоны. И именно здесь и сейчас ему захотелось близости с Катюшей. В момент когда он знал, что едет на службу и еще долго ее не увидит. Так же он знал что находится выше по положению и что матушка против их сближения. Тем не менее он решается на интим и трусливо окупается от Катюши убегая на службу. Жизнь девушки сломана. Ей стыдно оставаться в прислуге у тетушек князя. Катюша уходит из близкой ей семьи, теряет ребенка. До нее домогаются новые хозяева, вынуждая искать новую работу и так постепенно опускаясь до жизни простой путаны из дома терпимости. И для нее в этом нет ничего постыдного, ей не перед кем стыдиться, она таким образом получает хоть какое-то уважение к себе, хоть и за деньги, хоть и на короткое время.
Раскаяние приходит к Нехлюдову, когда он видит положение Катюши Масловой. Это происходит случайно, когда Катюшу судят за убийство, а Нехлюдов является присяжным в рассматриваемом деле. В этот момент князю становится стыдно за совершенное им совращение Масловой. Он хочет во что бы то ни стало исправить ситуацию. Он верит, что из-за него прекрасная Катюша опустилась до положения девочки из дома терпимости. И это желание является нитью всего произведения. Нехлюдову приходится пройти множество препятствий, чтобы оправдать себя. Он даже готов на женитьбу с Катюшей в ее текущем положении, что для дворянина является вопиющим действием.
Отдельное внимание Толстой уделяет судебной системе в России. Он детальнейшим образом описывает все инстанции, от которых зависит судьба человека. Вся судебная система построена на неких предубеждениях. И если подойти к решениям судебных инстанций, то все они получаются субъективными. И почти любому делу можно найти оправдание.
Волею судьбы, по ошибке Маслову обвиняют в убийстве и готовят этапировать в Сибирь на каторжные работы. Нехлюдов решает во что бы то ни стало спасти Маслову. Он нанимает адвокатов, использует свои родственные и дружеские связи для продвижения оправдательного процесса. Нехлюдов знакомится с рядом других осужденных, также находящихся в тюрьме и так же как Маслова готовящихся к каторге. Почти каждый осужденный имеет причину, по которой его можно оправдать. И разбираясь параллельно в их делах Нехлюдов находит чиновников, которые могут поправить положение этих людей. Получается, что эти чиновники, если более внимательно относились бы к делам могли бы не допустить осуждения заключенных. Чиновники, как и сегодня в большинстве своем думают о своей карьере и для них не существует простых людей. Им работа по своей форме важнее, чем суть их работы. Есть такие служивые Масленниковы, которые считают наивысшим благом выполнение своего долга своей безусловной службой, не разбираясь в судьбах отдельных осужденных. Они лишь выполняют свою работу надсмотрщика тюрем.
Простому человеку очень тяжело достучаться до тех самых чиновников, которым ничего не стоит написать одну бумажку, которая изменит судьбу человека. Нехлюдов использует для этого свои связи и деньги. Это горькая правда в том числе и сегодняшних дней. Ничего не стоит осудить человека, а вот чтобы оправдать придется совершить невероятное.
Помимо осуждения судебной системы и тюрем, Толстой поднимает в произведении вопрос отношения к крепостным крестьянам. Земля не должна принадлежать кому-то одному. Не должно быть кабальных условий работы для крестьян. Его мечта освободить крестьян и дать им свободу, чтобы они работали на себя. Именно этот образ "кающегося дворянина" Нехлюдова встречается и в других произведениях Толстого. Это "Детство. Отрочество. Юность.", в произведении несколько раз упоминается о Николеньке Иртеньеве, который уже скончался. Так же фамилия Нехлюдова встречается и в рассказе "Утро помещика". Так же принято считать и образ Оленина и Казаков так же прообразом Нехлюдова. В черновиках "Казаков" главного героя так же звали Нехлюдов. Можно сказать, что Нехлюдов - это сам Л.Н. Толстой, это те чувстве, которые он переживает в своей жизни, чувствуя себя виноватым перед мужиками, за то, что он из дворян.
Интересна концовка произведения. Казалось, что Нехлюдов должен был жениться на Масловой для хепи энда. Даже удается выхлопотать освобождение для Масловой. Но разбираясь в себе, Нехлюдов понимает, что единственное почему он терпит все неудобства и помогает Масловой - для искупления своей вины, а не от любви к ней. У Масловой находится на каторге политический заключенный ухажер Симонсон, который совершенно искренне влюбляется в нее. И Катюша впервые испытывает взаимную любовь и искреннюю поддержку. На этом Нехлюдов понимает, что искупил свою вину, и что он не может сделать ничего более для Масловой.238