Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Oma lässt grüßen und sagt, es tut ihr leid

Fredrik Backman

  • Аватар пользователя
    Аноним23 ноября 2017 г.

    От Mimovas к Mipardonus

    Очень символично второй год подряд завершать под романы Фредрика Бакмана. В прошлом году я в декабре проливала слезы, когда читала роман "Вторая жизнь Уве", этот год подарил мне "Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения". 2018, наверно, стоит провожать под "Бритт-Мари была здесь" (если, конечно, переводчики не подведут).

    Честно признаюсь, от романа я ожидала немного другого, по этой причине сначала было непросто втянуться. Но оторваться было просто невозможно - фирменный слог Бакмана, шведский юмор и скандинавская обстановка просто не могут оставить меня равнодушной. Главные герои книги - Эльса и ее бабушка, обе по-своему необычные особы: Эльса умна не по годам, за что ее травят одноклассники, технически и литературно подкована, наблюдательна и остра на язык. Бабушка, как здесь уже заметили до меня, совершенно нетипичная шведка, некий микс Пеппи и Карлсона на пенсии: она не признает авторитетов, разыгрывает соседей, крепко выражается, пьет пиво, курит, кокетничает с медбратом, забирается в зоопарк и бросается дерьмом в полицейских. Как говорит сама внучка, с такой бабушкой и в разведку не страшно. Но есть у пожилой Фрекен (как я поняла, Фру она никогда не была) секрет, который Эльсе предстоит узнать только после смерти своей бабушки-супергероя.

    В книге переплетена реальность и сказки, которые бабушка рассказывала внучке, о королевстве Просонье и его обитателях, о принцессах, драконах, облаконях и ворсах. Лишь ближе к концу романа читатель сможет точно понять, как между собой связана настоящая жизнь и сказка. Положа руку на сердце, фантазийная часть книги меня иногда сбивала с толку, но, тем не менее, я получила огромное удовольствие от чтения: я улыбалась, хохотала и плакала. Не одновременно, конечно, чтобы вы не сомневались в моей адекватности.

    Кроме шуток, книга поднимает много серьезных вопросов и тем. Если переносить эту историю на себя, я помню, как меня всегда поражали рассказы папы о строгости бабушки и дедушки, о дедушкином крутом нраве, о спартанском воспитании - потому что со мной и сестрой они были совсем другими, и лишь повзрослев, я стала задумываться - много ли я о них знаю на самом деле? После прочтения произведения Фредрика Бакмана могу сказать, что все это в принципе неважно. Некоторые тайны лучше не открывать - а при открытии не принимать их слишком близко к сердцу: все мы люди, все мы ошибаемся. Просто когда твоя бабушка или дедушка в твоих глазах супергерои, очень трудно даже представить, что они могли иногда поступать неправильно, обижать кого-то, совершать поступки, за которые им было стыдно. Даже не зная все о своих близких, мы не можем их не любить. В конце концов, нет ни одного человека в мире, который знал бы нас абсолютно со всех сторон и во всех проявлениях.

    Роман также говорит о вторых шансах, об исправлении ошибок, о примирении с прошлым. И, конечно, о том, что с супергероями жить нелегко. Гораздо легче быть внучкой супергероя, чем его дочкой. Но не только семья Эльсы под прицелом пера (то есть клавиатуры) Бакмана - мы знакомимся с целым подъездом стокгольмского дома, где найдется место очень разным героям, которые к последним страницам становятся родными. Всех их объединяет, конечно, бабушка и ее письма. "Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения". Нам всегда есть, о чем просить прощения - и всегда есть что простить. Наверно, не стоит тянуть с этим до дня своей смерти и стоит начинать мириться с прошлым уже сейчас. На обломках своего персонального королевства Mibatalos всегда можно построить Mipardonus.

    PS: Кстати, один из героев, ворчун Альф, напомнил мне старого доброго Уве, и это было очень приятно. А с Бритт-Мари, насколько я понимаю, мы увидимся уже в следующей книге Бакмана, и я с нетерпением этого жду. В ожидании придется сохранять спокойствие и иногда баловаться плюшками.

    16
    912