Рецензия на книгу
A Tale for the Time Being
Ruth L. Ozeki
Аноним23 ноября 2017 г.Начинается книга в виде диалога с читателем, и это довольно забавно, потому что автор от лица девочки-школьницы беседует довольно вежливо, а если местами и прорывается эпатаж, то девочка в чисто японском стиле тут же извиняется за вырвавшиеся на свободу мысли и поясняет, что речь пойдет совершенно о другом. Вообще в этой книге все повествования можно назвать несколько странным в плане изложения, так как речь идёт от такой непривычной Японии. Не так далеко от неё расположена Америка, но это совсем другой мир. А нас будет часто перебрасывать между этими двумя мирами, ломая все шаблоны. Тут сыграла роль и личность автора, американка японского происхождения. Она описывает девочку и ее семью, которые работали в Америке, казалось бы, нашли там друзей, но из-за кризиса потеряли деньги и работу, вернулись на родину, но оказались там совершенно чужими. Их отторгало общество, одновременно завидуя и презирая их.
Будем мы совершать и временные скачки, между дневником и временем его прочтения не слишком большой интервал, но вот дневник японского воина-самоубийцы 40-х годов отстоит куда дальше от нас.
В первую очередь мне бросилась в глаза жестокость японского общества. В военное время и в армии это ещё можно было бы понять, но это происходит и в почти наше время, в обычной школе. Причём учителя не только не останавливают бесчинства, но закрывают на это глаза и чуть ли не поощряют их.
Но в книге главное не это. Это лишь испытания, которые необходимо пройти. Никто не пытается наказать тех детей, и, главное, когда читаешь книгу, так проникаешься этой своеобразной японской атмосферой, что и в мыслях нет обратиться к закону, действовать через него. Девочка пытается измениться сама, лишь изменив себя, можно менять мир, по крайней мере мир вокруг себя. Ей нет защиты и со стороны родителей, которые так же психологически тяжело воспринимают финансовый крах. Неожиданную поддержку она находит со стороны бабушки-монахини, совсем древнего, хрупкого и мудрого создания. И постепенно её миросозерцание меняется, направляясь от разрушения к созиданию.1191