Рецензия на книгу
Девушка у обрыва, или Записки Ковригина
Вадим Шефнер
Аноним21 ноября 2017 г.Есть фантастика в жанре «покорение» или «завоевание» - космические ракеты, пришельцы, бластеры, световые мечи, и т.д. Тут важнее антураж, чем мысль.Есть фантастика в жанре «антиутопия» - будем доводить до абсурда окружающую действительность, и демонстрировать, чем это все может кончиться. А есть фантастика «бытовая». Вот вам будущее, для вас это экзотика. Но миллионы людей спокойно живут в этом будущем, оно для них – настоящее, а живут они обыкновенно, как и вы сейчас. Но такая фантастика скучна и уныла, если написана только ради описания некоего будущего.
Вот такую бытовую фантастику и написал Вадим Шефнер. Наше с вами будущее, лет через 150. А вот и герой, знакомьтесь: Матвей Людмилович Ковригин, историк литературы, его узкая специализация – история литературы второй половины ХХ века, а заодно и само это время. Он типичный представитель своего времени, абсолютно положительный по всем показателям человек, никогда не нарушает правила, он из тех кто «Написано – не курить! – я не курю. Написано – не сорить! - я не сорю». Он комфортно живет в своем времени, используя все его преимущества на всю катушку и нимало не интересуясь, кто и как обеспечил ему этот комфорт. Очень трепетно относится к распределению благ, равно как и к признанию заслуг. Наученный главному принципу нового общества «все люди равны», он никак не желает признавать, что рядом с ним рос гений, человек, которому все человечество обязано своим прогрессом и этим самым комфортом. Да, Андрей Светочев что-то там придумал, а моя антология забытых поэтов ХХ века тоже важна для общества – вот его взгляд на вещи. Обыватель? Да. Это и есть основная идея повести – гений глазами обывателя.
Что же это за общество? Это не «мир полудня» Стругацких, не утопии Ефремова. Хотя на земле мир-дружба, но люди – люди обыкновенные. Не титаны мысли, не сверхлюди – обычные, подчас погрязшие в мелочах быта. Не ругаются, не сквернословят, не пьют, не курят, а если кто проштрафится – тех накажут, пошлют в качестве наказания убить одного зайца в заповеднике, а то расплодились. Деньги отменили, на черной работе роботы. Роботы и стихи могут писать, и рассказы, и не просто, а с лирико-меланхолическим уклоном, да еще так, чтобы все слова были на одну букву:
- Собаки! Стрекулисты! Спекулянты! Сплетники! Сычи сонные! Сидни
сидячие! Самодуры сиволапые! Скандалисты! Святотатцы! Скобари! Скопидомы! Скряги! Саботажники! Сутяги! - степенно сказала совершеннолетняя самостоятельная севрюга, слушавшая спор.
…Солнышко село, скапутилось, смылось, съежилось. Стало совсем сумрачно.
Скоропостижно скончался сиг.Квартирный вопрос решается в обратную сторону, все чаще люди съезжаются, чтобы жить вместе с друзьями. Вроде все хорошо, но глядя на этот мир глазами Матвея Ковригина чувствуешь явное раздражение – и это наше светлое будущее? Великолепная авторская стилизация – мир глазами серого зануды сам становится сер и зануден. А может быть дело вообще не в Ковригине?
Вообще язык повести очень важен. И взгляд со стороны тоже. Ковригины ведь и гения не увидят, и любовь не разглядят. У автора Ковригин фигура одиозная, но это лишь из уважения к будущему, где, по мнению автора, таких будет немного. А я думаю, дело не в нем. А в самой идее общества, где все - "по потребностям"
333,5K