Рецензия на книгу
Циники
Анатолий Мариенгоф
Jenna_A21 ноября 2017 г.Эта небольшая повесть удивительным образом сочетает в себе яркое, "живое" слово с промозглой серостью, тленом и безысходностью, с чернотой и ужасами бедственных для России лет.
Действие происходит в первые годы после Октябрьской революции, страна раздираема безвластием, политическими противоречиями, гражданской войной. Владимир встречает Ольгу - загадочную и непостижимую. Повествование об истории брака этих двух героев (назвать их отношения любовью язык не поворачивается) перемежается краткими газетными сводками о положении дел в различных регионах страны. Один за другим останавливаются заводы, перестают ходить трамваи, отмирает уличное освещение, население в полной мере ощущает на себе последствия продразверстки. Страшный голод сводит людей с ума, толкает на трупоедство, на убийство и поедание соседей, а зачастую и собственных детей. Читаешь и поражаешься: неужели это происходило? Хочется думать, что это лишь гротеск, жуткий литературный прием, но история нашей страны в таких приемах, наверное, не нуждается.
Москва на фоне других регионов живет относительно неплохо. Да, с трудом добываются каждая копейка и самые простые вещи - мыло, сахар и т.п., зимой в квартирах бывает холодно, но в целом жить можно. Тем временем Ольга, выйдя замуж за Владимира, не бедствует благодаря тому, что крутит романы на стороне - с нужными людьми. Хотя выражение "на стороне" в данном случае не совсем уместно, так как ее любовники регулярно бывают у них с Владимиром в гостях и практически составляют с ними "шведскую семью". Любовь Владимира к жене - странное, болезненное, ущербное чувство - когда и с ней невозможно, и без нее не жизнь. Ольга не способна любить никого, ей ежедневно необходимо убивать скуку и обыденность - конфетами, мужчинами, деньгами, но кажется, что ничто не способно ее хотя бы всколыхнуть. Она с одинаковой прямотой, меланхоличностью и равнодушием рассуждает о клизмах и об изменах, не дернув бровью, покупает черную икру и другие деликатесы, легко добывает деньги и так же легко с ними расстается.
Язык повести чрезвычайно поэтичен, насыщен удивительными сравнениями. Облака - белые подушки, из которых высыпался пух, солнце стекает по водосточным трубам, у ночи черные косы. Вроде бы так романтично, красиво, но почему-то об этот текст постоянно "спотыкаешься" - какое-то все угловатое, в стиле ранней советской живописи или поэзии Маяковского. Будто нечто интересное и по-своему прекрасное накрошили топором, замешали с углем и бросили посреди дороги. Столь яркое литературное мастерство составляет диковинный контраст с темой повествования. Престранная во всех смыслах история...
8321