Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Соль жизни

Исихара Синтаро

  • Аватар пользователя
    frogling_girl17 ноября 2017 г.
    Эффект страха в отношениях между человеком и животным - явление одностороннее, а потому весьма сильнодействующее и практически незабываемое.

    Это настолько нетипичная японская книга, что я несколько раз проверяла - а точно ли автор японец, а точно ли он не жил где-то там за границей и все такое. Но нет, он прямо японец до мозга костей. И все эти его рассказы они конечно пропитаны солью от первой до последней буквы, но это не делает их менее странными. Никакого мелодраматизма тут нет и в помине, никакого любования природой свойственного японцам тоже, он вступает с морем в борьбу, он использует море как зону для охоты, он спасает свою жизнь от моря или морских обитателей... и даже когда он описывает его необыкновенную красоту, нет здесь любования. Есть что-то более практичное в его подходе. Ни в каких ситуация море не является для него просто красивым фоном.

    Все рассказы такие разные и далеко не все они про море или подводную охоту. Но даже те, действие в которых разворачивается на суше, пропитаны чем-то таким неуловимым, что мною смутно распознается как жажда жизни. Да, пожалуй, это верное определение. Текст полон этого ощущения, оно бурлит в каждом слове и местами даже переливается через край. Все эти акулы, киты, скаты и особенности их взаимоотношений с людьми складываются в причудливый узор жизни человека, которому явно есть что повспоминать на старости лет. Если даже половина его историй чистая правда, а я подозреваю, что там все правда, ну может за исключением каких-то мелких деталей, то он однозначно прекрасно прочувствовал эту самую соль жизни.

    Почему-то сильнее всего меня впечатлила сцена с китом, когда он внезапно без всяких причин решил пальнуть в него из пистолета, хотя может и не из пистолета, такие подробности у меня в голове уже не держаться. Но просто сам факт того, что кит не замечал ни его, ни его друзей, ни даже их яхту, а продолжал спокойно выискивать себе еду в грудах мусора, так и его... и вот тут начинаются непонятки. Зачем же он выстрелил? Просто чтобы эта махина не игнорила их? Или чтобы дать ему понять, что он человек и это огого как гордо звучит? Или это был этакий отчаянный поступок ради всплеска адреналина? В общем, сплошные вопросы у меня к этой сцене. И хотя я обычно не переношу причинение боли живым существам, тем более, такое бессмысленное и жестокое, эта сцена меня почему-то поразила. Само собой, это все-таки автор-японец, а потому в книге присутствует парочка историй про духов. Момент с ловлей духов в сачок для стрекоз... я все ждала, что это обернется каким-то объяснением. Ну хоть каким-то. Но в очень азиатском стиле автор предлагает мне самостоятельно решить, что я думаю об этой истории и верю ли я в нее. И не перепутал ли его друг в детстве привидений с какими-то зверушками непонятными.

    Кстати о жестокости, вот в этом стопроцентно ощущается японский дух. Рыбы могут страдать, а могут и не страдать - это не важно. У господина Синтаро не возникает ни капли жалости по отношению к ним. Они просто не лежат в той плоскости, в которой он может испытывать жалость. Может быть, это потому что рыбы для него приравниваются к еде и охотничьим трофеям, а может это просто японское отношение к жизни и смерти в целом.

    14
    497