Рецензия на книгу
Ляльковий дім
Генрік Ібсен
manulchik16 ноября 2017 г.0. Прочла, что называется, in one sitting. Буквально в обеденный перерыв. Читается легко, заставлять себя перелистывать страницы не надо: диалоги проглатываются, оторваться невозможно.
1. Написанная в конце 19 века, пьеса хотя и погружает своего читателя в атмосферу своего времени, хотя и создает невольную пропасть поколений - и в языке, и в быте, и в отношениях, и в образе жизни, - тем не менее задаёт вопросы, по-настоящему важные и актуальные до сих пор.
Мы знакомимся с семьей - супруги Нора и Торвальд, детки, достаток, прислуга. Жизнь - полная чаша. И это потрясающий приём, с которым я пока еще не сталкивалась. Когда начинается всё не с проблемы, не с трагедии, не "от обратного", если в начале книги важный герой умирает. Здесь начинается всё будто с зарисовки прекрасной и поразительной в своей лёгкости семейной жизни. Это очень цепляет сознание - немедленно впиваешься взглядом в строчки, чтобы понять, в чём же будет история? Присматриваешься и постепенно понимаешь. Ведь это такая притворная жизнь, где все играют свои роли, и зачастую роли, предопределённые и заранее назначенные. Муж и жена общаются в браке будто бы и правда это пьеса. Много воздушного драматизма, гипертрофированных эмоций, и здесь каждый на своей стороне. Мужчина зарабатывает деньги, имеет обеспеченный быт, детей с няньками и послушную жену, которая радует взгляд и нередко стоит ему значительных финансовых вливаний. Она как маленькая девочка со всеми соответствующими признаками и местом в иерархии. Она пташка, куколка, несмышлёная малышка, с которой вроде бы и спроса ноль, но одновременно с тем и прав у нее нет, и в том и обязанность её состоит - быть красивой, удобной, лёгкой. И на самом деле об этом здесь никто не задумывается до самого конца, это предустановлено, это безусловно, это понятно.
Завязка не заставляет себя долго ждать. Конечно, в этой нарочито прекрасной жизни есть своя драма, свой застрявший далеко в прошлом гвоздь, который трудно достать, не оставив следа - незаметно, тихо, не_травматично. События развивались так стремительно, так логично, что в голову приходило только одно слово - "неизбежно". И, тем не менее, концовка меня поразила до глубины души.2. Есть мнение, что финал пьесы, последний поступок Норы - большое преображение, осознание, revelation в своем роде и главное - признак и показатель зрелости, на которую она внезапно решилась. Я согласна с тем, что для нее разговор с мужем в третьем действии и правда был своеобразный wake up call, но вот дальше у меня к ней одни вопросы и претензии. Как она могла принять такое решение, имея детей? Это форма материнского инстинкта в эпоху нянек и в условиях обеспеченности? Разве сиюминутное решение, которое она реализовала в ту же ночь, признак взросления, зрелости и желания разобраться в жизни - или поступок, совершённый в спешке, в остроте ссоры, демонстрирующий скорее другую форму всё того же инфантилизма?
3. Для себя я поняла одно. Именно с такой концовкой и возможна была вся пьеса - иначе нет эффектной развязки, драматизма в последнем взмахе шали и оборванной уже прежней жизни. И здесь уже остаётся только вопрос к автору. Насколько вероятно, что в эпоху Норы и Торвальда жена поступила бы именно так?
Проблема удобных женщин в разной форме есть и сейчас. Пьеса тем удивительна, что сохранила актуальность тематики за столько лет. К нашему веку ситуация успела преобразоваться много раз, но суть осталась неизменной - общество хотя и искажает современные приоритеты, роли и обязанности, но всё же при этом продолжает в определенной степени диктовать и спрашивать с нас по гендерному признаку.
Получила большое удовольствие от чтения, несмотря на то что ни жанр, ни эпоха мне в литературе не близки.
8169