Рецензия на книгу
The Chaperone
Laura Moriarty
Lika_Veresk15 ноября 2017 г.Рядом с юной бунтаркой
Ну какая же она «благопристойная матрона», эта Кора Карлайл?! Ей всего-то 36! Да, у нее респектабельный муж и двое чудесных сыновей, налаженный быт в заштатной Уичите, но… Это она думает, что всё в ее жизни уже позади. Но мы-то знаем, что «в 40 лет жизнь только начинается», как говорилось в небезызвестном фильме, а уж в 36 – и подавно. А пока всё ее существование стянуто искусственными нормами приличия, диктуемыми ханжеской моралью общества. Символом этих сковывающих душу и тело «правил» становится корсет, в который Кора добровольно себя заковала, и он не позволяет ей съесть нормальную порцию еды, нагнуться за упавшей книжкой, присесть на ковёр, т. е. лишает минимальной свободы действий. Но скоро всё переменится! И виновницей этой удивительной и неожиданной метаморфозы станет – кто бы мог подумать! – взбалмошная 15-летняя девчонка, в которой дух противоречия, бунтарство и тяга к свободе самовыражения окажутся сильнее всех иных желаний.
Но и сама Кора оказывается не закосневшей во всех этих «правилах», а открытой чему-то новому, хоть и непонятному и поначалу пугающему. Для меня книга – об этом. О том, как важно (а для героини оказалось и судьбоносно) расширение собственного сознания. О том, как общение с молодежью не дает заплесневеть, состариться прежде времени. Извечная проблема «отцов и детей» решена на интересном материале, а потому, на мой взгляд, свежо и любопытно. Чего стоит, например, эпизод посещения Корой и ее подопечной мюзикла, где играют одни черные: любопытно наблюдать, как меняется настроение компаньонки и ее отношение к происходящему. Так постепенно, шаг за шагом, Кора обстоятельствами своей жизни развенчивает устоявшиеся в обществе (и в ее собственной голове!) представления и мифы, и это приносит ей подлинное внутреннее освобожление и счастье. Вот тут бы автору и остановиться (ну хотя бы на эпизоде, где Кора спустя годы приходит к Луизе в дом ее матери, испытывая, по сути, благодарность к этой «потрясательнице основ»), и роман бы только выиграл. Ан нет, захотелось рассказать, как же сложилась судьба Луизы Брукс, кинозвезды и секс-символа Америки 1920-х. Зачем-то понадобилось доводить повествование до конца жизни заглавной героини, членов ее семьи, людей из ее окружения. Семейной саги из этого не вышло, зато возникло ощущение какой-то избыточности и рыхлости повествования. Снижает впечатление от романа и малоубедительное личное «счастье» миссис Карлайл, о котором ну прямо никто десятилетиями не догадывается. И это в маленьком городишке, где сплетни – едва ли не единственное развлечение!
6495