Рецензия на книгу
A Tale for the Time Being
Ruth L. Ozeki
Аноним7 ноября 2017 г.У Сары Эддисон Аллен в "Сахарной королеве" есть героиня, у которой совершенно особенные отношения с книгами. Они находят ее сами и дают ответы на все ее вопросы. Буквально: просыпаешься, а на прикроватной тумбочке новая книжка. Какой заядлый читатель не позавидует такой суперсиле? Кажется, меня боги лайвлиба услышали, потому что мои отношения с книгами в последнее время складываются именно так, как у Аллен: они сами меня находят. Нужно всего-то подать заявку в очередной игре и ждать, что выпадет. Вот и знакомство с Рут Озеки состоялось именно таким образом. Изначально я думала выбрать из подборки Уоллеса, который много лет висит в више, но тут взгляд упал на "Моя рыба будет жить". Рациональные доводы "против" иссякли быстро: я проводила розыгрыш призов в инстаграм, и надо же было рандому выбрать из полусотни кандидатов девушку, на странице которой в топе висит пост про "Рыбу". Конкурс был не книжный, это раз. "Рыба" - не самая популярная книга, это два. "Судьба," - подумала я, и сдалась.
Это потом уже я подумала, как изящно получилось, очень в духе самой истории Озеки, ведь Рут обнаружила дневник Нао тоже совершенно случайно: нашла на пляже и сперва приняла за мусор. Так бы и выбросила его, если бы Оливер не полюбопытствовал. И вот уже история Нао затягивает ее, проникает в ее настоящее, связывает самым причудливым образом людей и судьбы, языки и культуры, сны и реальность.
Квантовая физика, дзэн буддизм, хентай, изменения климата, глобализация, Марсель Пруст и Шрёдингер - у другого автора с таким багажом идей вышел бы кирпич, который не каждому бы пришелся по зубам. Но только не у Озеки. Ее текст лишен всякой надуманности и от того повествование кажется цельнокроенным, бесшовным. Оно как будто очищено от примесей, в нем то, чем живет сама Рут: Рут настоящая, а вместе с ней и книжная. Тут нет заигрывания, а значит, есть свобода. Пласт наслаивается на пласт: вот Нао обращается к неизвестному собеседнику, а книжная Рут ей отвечает. Вот Рут-автор обращается к читателю, и если ты не закрыл еще книгу, значит, вам по пути. Это будут не то, чтобы проторенные дорожки. Скорее, тернистые пути юноши, на чью долю выпало стать летчиком-камикадзе во Вторую Мировую и девушки, ставшей жертвой школьных издевательств, ученого, перед которым мучительный выбор - поступить по совести или поступиться совестью ради блага семьи.
Идти будет нелегко, но Озеки протянет руку помощи, напомнив, что в каждом дне - четыреста миллионов мгновений, а каждой мгновение ты можешь делать выбор. Тебя будут одолевать страх и отчаянье: "то самое чувство, когда холодная рыба умирает у тебя в животе". И тут главное вспомнить завет старушки Дзико и заняться своей супапава- думать не-думание, погрузиться полностью во время, поймать свое "сейчас", проснуться и... "жить". Жить каждое мгновенье, четыреста миллионов мгновений, изо дня в день. А неправильных вариантов нет, потому что стоит принять решение, и вселенная раздвоится: вот тут ты с этим решением, а где-то еще - с другим.
Вот так вот замысловато и вместе с тем просто. Главное, помнить, что:
"В реальности каждый читатель читает в самом себе. Книга писателя – это только своего рода оптический инструмент, предоставленный им чтецу, чтобы последний распознал предметы, которых без этой книги, быть может, он не отыскал бы в своей душе. И если читатель узнает в себе то, о чем говорит книга, то это является доказательством истинности последней."Для меня истинность Озеки несомненна.
10150