Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Шагреневая кожа

Оноре де Бальзак

  • Аватар пользователя
    Аноним6 ноября 2017 г.

    В каждой литературной культуре есть свои мировые личности, которые так или иначе повлияли на её развитие, на её расширение и перевоплощение. Оноре де Бальзак заслуживает особенного внимание среди мировых французских писателей. Значение его творчество очень велико в литературе, поскольку писатель расширил рамки романа и стал основоположником реалистического и натуралистического течений. Автор не просто описывает разных характеров персонажей, но и раскрывает всю подноготную современного общества с его погоней за благами жизни, жаждой славы, положения в обществе, а также показывает борьбу крупных и мелких страстей. Его роман «Шагреневая кожа» относится к его циклу «Философских этюд», где одной из главных задач является анализирование и раскрытие человеческих желаний, своеобразная борьба социальных двигателей всех жизненных моментов и самой жизни.


    «…не вырабатывает ли человеческая душа ужасные яды, мгновенно сосредоточивая в себе все свои радости, идеи и силы? И не оттого ли гибнет множество людей, что их убивают своего рода духовные кислоты, внезапно отправляющие все их существо?»

    Сюжет романа направлен на историю жизни молодого человека, который всячески пытается устроиться в городе, стать богатым и светским человеком в обществе. Но каждая его попытка не достигает нужного результата, и наш герой постепенно «погибает» этой череде неудач. Но по счастливой или несчастливой случайности, наш герой становится обладателем необычного артефакта – лоскута шагрени, которая может исполнить любое произносимое вслух желание. Конечно же, наш герой – Рафаэль де Валентен использует этот шанс и становится в одночасье богатым, успешным, любим. Но не все может быть просто: с каждым исполненным желанием, этот лоскут шагрени становится меньше, а вместе с этим уменьшением становится короче жизнь главного героя. Соответственно, когда шагрень исчезнет, не станет и самого Валентена.
    Когда я только начала читать этот роман, то мне показалось, что я снова погружаюсь в атмосферу «Портрета Дориана Грея». Рафаэль де Валентен подобно Дориану Грею, опьяненный желаниями стать известной светской личностью, невзирая на последствие своих желаний.


    «Человек истощает себя безотчетными поступками, - из-за них-то и иссякают источники его бытия. Все формы этих двух причин смерти сводятся к двум глаголам «желать» и «мочь». Между этими двумя пределами человеческой деятельности находится иная формула, коей обладают мудрецы, и ей обязан я счастьем моим и долголетием. Желать сжигает нас, а мочь – разрушает, но знать дает нашему слабому организму возможность вечно пребывать в спокойном состоянии».

    Получив возможность выделиться среди толпы, Рафаэль не замечает истины – не то, что с каждым желанием, дни его жизни понемногу угасают, - но и то, какие люди окружают его. Жадные до невозможности, притворщики и не умеющие ценить его по достоинству. Общество, где мы прибываем вместе с героем, просто кишит ложью, обманом, фальшью. Насколько герой понимает, что это не он, а лишь шагрень стала причиной такого внимание к нему?


    «Чтобы судить о человеке, надо по крайней мере проникнуть в тайники его мыслей, страданий, волнений. Проявлять интерес только к внешним событиям его жизни – это все равно что составлять хронологические таблицы, писать историю на потребу и во вкусе глупцов».

    А что же романтическая основа? Любовь, которую испытывает главный герой к героине, тоже кажется не настоящей. Ибо нет тех истинных проявлений чувств, настоящей эйфории, головокружительной страсти. Все это кажется тоже враньем.


    «Истинная страсть выражается в воплях, во вздохах, несносных для ушей человека холодного».

    Мне определенно понравилась эта книга. Это погружение в ту сферу, в ту атмосферу, которая мне близка. Обнаженные человеческие души, их истинные притворно-сладкие желания, которые просто лишают самих людей человеческого обличья, а лишь потом человек понимает, в чем заключается истинное счастье. Только вот уже становится слишком поздно. Автор поднимает много социально-философских проблем, показывая через призму личности главного героя, как общество безобразно, как легко может принять новую личность с деньгами и славой, и как легко может отвернуться, когда его настигают страдания. Шагрень – это своего рода аппарат искусственного жизнеобеспечения, который в любую можно отключить. Оно тебе дает жизнь, но не в том понимании, в которой принято воспринимать.
    Как скоро понимаем, что все то, чем мы хотим себя окружить – обществом, славой, богатством, - вскоре высосут из нас всю жизнь, оставив просто скелет, и мы станем человеком без тени? Так и Рафаэль де Валентен, стал человеком без тени для общества до и после появление шагрени. «Шагреневая кожа» своего рода притча об греховных желаний человека и об его падении в эту бездну.

    6
    127