Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Яблоня

Дафна Дюморье

  • Аватар пользователя
    bastanall1 ноября 2017 г.

    Западня

    Повесть показалась немного простоватой для такого коварного автора, но всё же интересно было прочитать, какое коварное стечение обстоятельств приберегла Дафна дю Морье для героев.
    Ни о какой нормальности речи не идёт. Современные писатели любят, чтобы их герои прикидывались нормальными — ведь каждый читатель в душе считает себя нормальным, и таким нехитрым приёмом автор помогает им сразу установить прочную эмоциональную связь. Но дю Морье не такая, в её произведениях изначально ни о какой нормальности речи не идёт. Герои ненормально ведут себя, ненормально страдают, ненормально корчатся в попытках обрести своё ненормальное счастье или хотя бы душевное равновесие.
    Казалось бы, ну что тут такого? Нет ничего странного в том, что после смерти жены, безобразной, нелюбимой и отравляющей существование, муж вздыхает с облегчением и наконец-то начинает жить так, как ему всегда хотелось. Точно также нет ничего странного в том, что женщина, которую даже собственный муж не любил и не одобрял ни единым словом, навсегда замерла в понурой позе обиженного жизнью человека и одним своим видом стала внушать окружающим (особенно мужу) чувство вины. (Человече, одумайся! если чувствуешь себя виноватым — может быть, есть за что?) Брак связал обоих нерушимыми узами («Да благословит ваш союз Бог и общественное мнение!») и напрочь перечеркнул всё то, что не было в них странным. Мужчина с излишне чувствительной совестью (которую он, впрочем, всегда умело заглушал) стал примерным семьянином во всём, кроме отношения к своей жене, а женщина создала вокруг своего мужа Дом, буквально превративший его существование в ад. Много ли тут нормального? Если бы первым умер муж, то история, естественно, не вертелась бы вокруг яблони, но оказалась бы не менее драматичной.
    И всё же первой умирает Мидж, и наш безымянный (!) герой — свежеиспечённый вдовец — упивается свежеобретённой свободой. На самом деле, он даже толком не знает, что с ней делать (как старый похабник, домагавшийся всех направо и налево, когда случается чудо, толком не понимает, что делать с молоденькой любовницей), для него главное — делать всё, что в былые времена было недопустимо. И, как следствие, всё, что о былых временах напоминает, — способно вывести его из себя. В этом-то и кроется настоящая трагедия «Яблони».
    И второстепенные персонажи только подливают масла в огонь. Садовник, старый добрый Виллис — когда он сам по себе, то в нём тоже нет ничего странного: что может быть естественнее его любви к саду? Его восхищения яблонькой, на которую все махнули рукой и которая — вот подлинное чудо! — набухает почками, зацветает и плодоносит; его практичного подхода к сломанным веткам и сорванным яблокам; его переживаний за судьбу дерева. (Я так расписала его нормальность, что сама почти поверила). Или женщина, которую автор постоянно обобщает до «прислуги», — нет ничего странного, что человек хочет получить одобрение своей работе, нет ничего странного, что ей не уютно в доме, лишившемся твёрдой хозяйской руки. Но конфликт слуг и хозяина переворачивает их нормальность с ног на голову и лишний раз накаляет страсти: ненормально, что хозяин так остро реагирует на мнение и поведение слуг, и ненормально, что слуги ни во что не ставят хозяина дома
    Тут «голос из зала» мог бы возразить, что как раз в последних двух случаях ничего необычного нет, потому что все люди должны учитывать мнение друг друга, относиться друг к другу по-человечески, равно, особенно если это люди, живущие бок-о-бок. Оно-то может и так, но попробуйте представить себя на месте каждого из персонажей: как бы вы поступили? Смогли бы вы относиться к остальным героям «Яблони», соблюдая принципы человечности, равенства и братства? Как бы вы ни ответили (надеюсь, что большинство ответит «да»), это маленькое упражнение должно помочь вам понять, почему же ни о какой нормальности речи не идёт.
    Пожалуй, если бы характеры основных персонажей так не совпали, этой истории могло бы и не быть. Значит, автор смогла подобрать такую ситуацию и такие типажи, что стал возможным интересный конфликт и интересная история. Никто и не сомневался, что Дафна дю Морье на это способна. Мне просто подумалось, что любое знакомство — это тоже совпадение, а значит, у любых двух людей есть шанс на свою историю. И дальнейшее уже зависит только от того, насколько ненормален каждый из них. Это может звучать пугающе — или увлекательно.
    19
    698