Рецензия на книгу
Extremely Loud & Incredibly Close
Jonathan Safran Foer
Аноним28 октября 2017 г.11 сентября 2001 года. Мне восемь с половиной лет. Это было так давно, что можно смело сказать: целую вечность назад. И тем не менее я прекрасно помню эти обычные послешкольные часы дома, помню легкие сумерки за окном – контур, плавными штрихами подводящий черту под днем и переводящий его в состояние умиротворенного зарождающегося вечера… которого так и не случилось. Потому что дальше я помню глаза родителей, будто гипнозом прикованных к экрану телевизора, картинка на котором в прямом эфире передавала такие вещи, которые никак не вязались с окружающими пейзажами этого парадоксально нормального вокруг нас дня: я помню, как все, связанные пуповиной этого шока, этой безумной внезапности и неукладывающейся в голове реальности происходящего, смотрели, как башни-близнецы горят, как летит второй самолет, как они горят, горят… падают.
Да, я до сих пор все это помню. И мне до сих пор жутко и искренне больно. И совершенно никакой разницы не делает, что это происходило в Штатах. Я никогда не смотрела на события 9/11 как на: «они произошли с чужими, у нас и своих национальных бед хватает, чтобы помнить и страдать, должны же быть приоритеты» и никогда не уделяла много мыслей подоплеке – заговоры, политика, причины… нет. Для меня это прежде всего была и остается трагедия потерянных жизней. Такая же, как те самые «наши» Норд-Ост, Беслан и иже с ними – те, что одним единственным словом втатуировываются в душу. И совершенно неважно, где это произошло, ведь люди – они везде одни… и право на жизнь везде одно. И именно его тогда не просто лишили, его внаглую вырвали. Сколько же там персональной и единичной боли тысяч людей за этим абстрактным «9/11, тут даже сил не имеешь представить к счастью что это такое и каково вот так, в одночасье… И книга Фоера – она об этом. Она раскрывает это уже имя нарицательное и обобщенное - «11 сентября 2001 года» -, раздвигает завесы и позволяет заглянуть в этот день, в это скопление миллионов сгустков национальной, единой уже и оттого возможно слегка в этом контексте притупляющейся картины боли со стороны одной семьи, прошедшей через этот ад. Одной семьи и их персональной потери в этот день. Читатель проживает то, что проживает потерявший папу который также был еще и чьим-то мужем, и сыном, и другом, и коллегой девятилетний мальчик вдоль и поперек, а потом читатель может прикинуть, сколько еще таких и не таких семей было, умножить всю эту боль в бессчетное количество раз и попробовать не сойти с ума.
Это необычная книга на в наших реалиях к сожалению уже обычную и частую тему: ужасов потери.
Книга, в которой эхо двух переплетшихся трагедий, соединившихся в одной точке, ломает многочисленные судьбы определенной семьи.
Она написана нестандартно, она полна непростых персонажей, она похожа на омут бескрайней глухой печали, вбирающей в свой бесконечный водоворот, и именно этим всем и цепляет.
Она обнажает жестокость человеческого мира и человеческой природы во всех их беспощадной красе:
Бомбардировка Дрездена, атака на Хиросиму, 11-ое сентября – трагедии, с помощью нестандартно действующего пера автора взмахами веера проносящиеся перед глазами. Разные времена и страны, но люди – одни, боль – одна, ужас – один, разбитые жизни – одни. Сколько раз так было и сколько еще будет?
Эта книга удивляет, заставляет перечитывать строчки, удивляться слогу, порой недоумевать от всего происходящего и считать его чем-то сюрреалистичным, а заодно попутно утопать в проходящей красной нитью атмосфере одних отношений, которую никак не можешь для себя определить: извращенная полулюбовь, недолюбовь? Что же…? Что?
И еще об одном эта книга уже не говорит и не шепчет – она кричит. Кричит, что девятилетний ребенок должен гадать о том , как держатся на воде корабли и почему небо голубое, он не должен гадать, какую смерть мог бы предпочесть его так никогда и не найденный папа: решил он сгореть заживо или же выпрыгнул из окна, чтобы получить последний глоток свободы в своей жизни…?Под конец – ревела. Честно. Очень хочу посмотреть фильм, что-то мне подсказывает что в этом случае он не испортит, а скорее даже углубит книгу. Углубит, как это ни парадоксально, разложив ее на более простые для восприятия составляющие. К тому же чтобы там не твердил автор о том, что не закладывал в главного героя при написании энных особенностей - они явно заложились сами и видны невооруженным глазом, а в экранизации это принято во внимание. Так что…
281