Рецензия на книгу
Людовик XIV. Биография
Александр Дюма
Аноним24 октября 2017 г.Этот роман, как следует из его названия, посвящен Людовику XIV. На самом деле, самого Короля-Солнца в книге не так много, как это кажется на первый взгляд. Рассказ о Луи XIV автор начинает за девять месяцев до его рождения, но немного погодя решает начать его еще раньше - а именно с воцарения отца Луи, Людовика XIII. И уже с этого момента Дюма рассказывает читателям историю Короля-Солнца и столетия, в котором он жил. Вначале я слегка опешила от такого подхода - ну никак не ожидала, что роман будет "два в одном". О Людовике XIII Дюма повествует со всей обстоятельностью - характер, отношения с женой и матерью, фавориты, увлечения и т.д. Скучно ли это? Вовсе нет, Дюма знает, как заставить читателя не отрываться от книги, негодник) Конкретно меня он поймал на удочку, начав излагать историю романа Анны Австрийской и герцога Бэкингема. Не знаю, сколько там правды, а сколько вымысла, но, в конце-концов, дыма без огня не бывает, правда? Другим интересным моментом повествования "до Людовика" был довольно подробный рассказ о кардинале Ришелье. Знаю, есть у Дюма отдельная книга, целиком посвященная кардиналу - так вот после "Людовика XIV" я решила, что однажды до нее обязательно доберусь.
Далее Дюма очень, очень подробно излагает события Фронды. По крайней мере, теперь мне понятно, почему Луи XIV так ревниво относился к малейшим попыткам посягнуть на его власть. Очевидно, скитаясь по замкам, где были отнюдь не королевские условия, в то время как знать в Париже делила между собой власть, пытаясь вырвать себе кусок побольше, юный король сделал определенные выводы. Свою лепту в размышления короля внес и кардинал Мазарини, ведь фактически именно он управлял Францией до самой своей смерти.
Нравятся мне исторические романы в подобном роде - когда автор, с одной стороны, рассказывает историю "как было", то есть без вымышленных персонажей, событий и прочего, с другой - не пересказ сухих фактов, как в учебнике, а живой рассказ о событиях прошлого. Хотя, думается, что Дюма и здесь внес немного художественного вымысла - иначе откуда он мог знать, о чем беседовали кардинал Ришелье и Анна Австрийская, будучи наедине? Или о чем говорил хитрый Мазарини со своим секретарем?
К чести Дюма, в этой книге он старается быть беспристрастным историком, насколько это возможно. Но получается не всегда - чувствуется, что, например, Гастон Орлеанский, дядя Людовика XIV - совсем не нравился автору. Поэтому Дюма периодически адресовал в адрес Гастона всяческие шпильки - мол, не так опасен был герцог Орлеанский для своих врагов, как для своих друзей (Гастон периодически мутил заговоры против своего брата, а потом и против племянника, но заговоры терпели крах, и тогда герцог Орлеанский предавал своих друзей, чтобы остаться безнаказанным). Впрочем, похоже, дядя короля действительно был скользким типом, поэтому все шпильки от Дюма им честно заслужены. Мадам Ментенон, судя по всему, также не пользовалась особенным расположением автора. О ней Дюма отзывается с бо́льшим уважением, чем о Гастоне Орлеанском, но при случае он обязательно рассказывает о различных деталях, которые характеризуют последнюю фаворитку короля (а может, и его супругу?) не с лучшей стороны. Как и в случае с Гастоном, тут я полностью солидарна с Дюма - мне тоже не нравится мадам Ментенон. Лавальер и Монтеспан мне куда больше по душе - если во время романа с Лавальер Людовиком был возведен Версаль, а Монтеспан покровительствовала художникам, артистам и писателям, то Ментенон у меня ассоциируется только с отменой Нантского эдикта и травлей протестантов во Франции. Конечно, мои рассуждения очень субъективны, но что есть, то есть)
В копилку моих знаний о Людовике XIV добавился тот факт, что Луи был жутким эгоистом. Сажать в карету к супруге сразу двух своих любовниц, веселиться, пока умирает мать, или напевать арии в день смерти брата - все это выше моего понимания. А самым показательным в этом отношении был случай с Марией-Аделаидой, герцогиней Бургундской. Герцогиня была женой внука Людовика и его любимицей - король желал, чтобы герцогиня всюду его сопровождала, оказывал ей всяческое внимание и называл ее своей внучкой. Людовик очень хотел взять Марию-Аделаиду с собой в очередное путешествие, но, так как та была беременной, врачи были против. Несмотря на это, король велел герцогине ехать с ним. Однажды, будучи в дороге, она упала и сильно ушиблась. Людовику немедленно доложили о происшествии, заметив, что если у герцогини случится выкидыш, она больше не сможет иметь детей. На это король ответил, что, слава Богу, что герцогиня ушиблась, так как если у нее впредь не будет детей, то он, король, сможет ездить куда угодно. Кстати, у Марии-Аделаиды спустя несколько дней действительно случился выкидыш. В-общем, пятен на этом Солнце хватало.
Роман "Людовик XIV и его век" напоминает картину, где, помимо короля, занимающего центральное место, присутствует еще множество персонажей. И все они - принцы и принцессы, придворные красавицы и галантные кавалеры, фаворитки и фавориты, полководцы и министры, драматурги и композиторы - все они составляют тот самый век, неотделимый от Короля-Солнца.
131,1K