Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Исчезнувшая

Гиллиан Флинн

  • Аватар пользователя
    Jenna_A24 октября 2017 г.

    Лживые людишки в затхлом городишке

    Вот уже пару лет я обещаю себе прочесть "Исчезнувшую", но мистическим образом никак не включаю ее в ближайшие читательские планы. Длительное откладывание нашумевшего бестселлера чревато... правильно, возможностью случайно схватить жирный спойлер, а в случае с детективным триллером это равносильно убийству всей интриги. И вот, когда мне начало казаться, что спойлеры к этой книге подстерегают меня буквально везде - хоть в лес уходи, откладывать дальше стало невозможно.

    Жена Ника пропадает из их собственного дома в пятую годовщину свадьбы. Загадочные обстоятельства ее исчезновения позволяют предполагать похищение или даже убийство. Поначалу улик практически нет, но самая явная тень подозрения падает именно на Ника. Реакция Ника и впрямь кажется странной, неестественной с первого дня - он обескуражен случившимся, растерян, но совсем не создает впечатление убитого горем мужа. Стоит ли говорить, что такое поведение моментально создает ему отнюдь не положительный образ в глазах общественности и, главное, в глазах полиции. Вдобавок до брака Эми была очень богата, а Ник звезд с неба не хватал и теперь находится в полной финансовой зависимости от жены, что автоматически рисует еще один некрасивый фактор - корыстный мотив. Но, наличие мотива - еще не доказательство. А если мотивов сразу несколько?

    Читатель в данном случае оказывается в выгодном положении, ведь повествование идет от первого лица, и нам герой один на один поведает то, что не достанется ни полиции, ни СМИ, совершенно не опасаясь огласки, а значит не соврет. И, тем не менее, с самого начала чувствуется, что Ник темнит, не договаривает. Да, пропажа Эми была для него неожиданной, но это стало скорее серьезной проблемой, нежели личной трагедией. Плюс в его рассказе то и дело проскальзывает загадочное чувство вины.

    И тут, практически сразу, в дело вступает Эми. Жаль, что она не может рассказать как на духу, что с ней случилось и виновен ли Ник, ведь она - лишь голос из прошлого, запечатленный на страницах дневника. Глава за главой Ник и Эми по очереди повествуют историю своего брака, который, очевидно, был далек от идеального. И, чем дальше, тем больше становится понятно: слишком уж по-разному смотрели эти двое на свои отношения...

    Книга оставляет гнетущие, давящие впечатления. В ней нет героев, которым хотелось бы симпатизировать. Все они либо лживые, либо бесхребетные, либо тупые, либо сумасшедшие, либо грубые и пошлые, либо все перечисленное вместе взятое. Еще более угнетает место действия - маленький провинциальный городок - Карфаген, штат Миссури. Градообразующие предприятия давно позакрывались, большинство жителей остались без работы, прозябают, спиваются. Карфаген должен быть разрушен... После искрящегося жизнью и роскошью Нью-Йорка герои оказываются здесь, в месте, олицетворяющем крах, упадок, тупик.

    Следует отдать должное, главная интрига, раскрываясь уже к середине романа, тут же сменяется новой, а та в свою очередь - следующей. Интерес читателя удерживается до последней страницы. Интерес, но не напряжение, так как в целом сюжет развивается, как мне показалось, недостаточно стремительно для триллера, действие будто растянуто. Чем сложнее конструкция головоломки, заготовленной автором, тем больше вероятность, что придется прибегнуть к вмешательству случайных событий, чтобы "подобрать хвосты". И некоторые из таких вот сюжетных поворотов смахивали на искусственные, слегка притянутые за уши. Даже финал, не оставляющий вроде бы уже никаких загадок, ускользает, растягивается куда-то в бесконечность, оставляя неприятное чувство зыбкой неопределенности, недоигранной партии. Где-то за пределами финальных титров она, несомненно, будет доиграна, но результата мы, к сожалению, не узнаем, а хотелось бы.

    Слышала, что разворачивание действа в угасающих городках, подобных Карфагену, - излюбленный прием Гиллиан Флинн наряду с изображением самых низменных свойств человеческой души и самых отвратительных деталей. В этом плане "Исчезнувшая" считается самым нейтральным романом в ее библиографии. Если это действительно так, то мне, пожалуй, достаточно. Достаточно для того, чтобы составить свое представление о творчестве автора и остановиться. Гиллиан Флинн остра на язык, прямолинейна, создает качественную детективную прозу, но слишком неторопливую и вязкую для своего жанра, а лично для меня, как для читателя, легко поддающегося настроению книги, еще и слишком беспросветную.

    11
    167