Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Шагреневая кожа

Оноре де Бальзак

  • Аватар пользователя
    Аноним23 октября 2017 г.

    Обладание могуществом, как бы ни было оно безгранично, не научает пользоваться им.

    Базовая по своей фундаментальности и невероятной красоте книга.
    Хотя читать ее сложно, потому что практически в каждом предложении наталкиваешься на длинную изгородь слов, единственная задача которых описать какой-либо предмет. Несколько абзацев, раскрывающих всю подлинную сущность одной вещи - да, это про Бальзака. Но если смириться с его манерой писать, то читать вполне комфортно, а еще комфортнее слушать аудиоверсию. Таким забавным, словно насмехающимся надо мной, стал момент, когда я начала читать Шагреневую кожу сразу после Дориана Грея, ведь как мне теперь известно, замысел у этих произведений очень похожий. Но в целом, герои разные, магические предметы тоже, да и научили меня книги немного разным вещам. Теперь я осознаю силу своих желаний и даже начинаю побаиваться некоторых из них.

    Не могу сказать, что само повествование Шагреневой кожи затянуто, все вполне динамично и логично, если исключить из поля зрения бальзаковский язык. После прочтения первых двух глав, которые как будто являют собой настоящее и прошлое Рафаэля, я оставалась глубоко разочарованной главным героем, его дерзкими и уничижающими высказываниями в адрес других людей, нелогичностью многих поступков и неуважением себя как личности, если вспомнить его "любовь" к Феодоре. В моей голове не укладывалось, как может Бальзак во главу угла ставить такого непримечательного, неразвивающегося, да более того, просто отвратительного молодого человека, и на его примере учить нас. Ведь ясно же, что авторская затея не увенчается успехом, потому что читатели не захотят в Рафаэле увидеть себя. Но конечно, Бальзак умен, поэтому в третью главу он внедряет нового Рафаэля, переполненного любовью, осознающего свои истинные желания, тактичного и разумного молодого человека. И если кусок шагреневой кожи - единственная возможность научить такого человека ценить себя и свою жизнь, то вероятно, это того стоит. И тогда насколько эта вещь дьявольская?

    Безусловно, шагреневая кожа - это прекрасная аллегория всего алчного и низменного, за что по молодости и глупости человек готов дорого заплатить. И только со временем приходит осознание бездумного прожигания собственной жизни. Заслуга Бальзака в том, что он просто поставил перед Рафаэлем выбор и показал, к чему этот выбор может привести - без нравоучений и показушных страданий главного героя. Это очень сильно и честно, ведь такое же право выбирать автор оставляет и за нами. Правда, теперь мы вдвойне за него ответственны, так как знаем, что в итоге получим.

    9
    198