Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Черный обелиск

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним22 октября 2017 г.

    Смерть, любовь, цинизм, романтика, безумие, прагматизм, тоска, ирония, алкоголь, церковь, страх, музыка, одиночество, дружба, стихи и надробия... Все это - неотъемлемые составляющие книги Ремарка под названием "Черный обелиск". Да, наверное, за некоторым исключением, и любой другой его книги.

    Он, как и всегда, пишет просто, режет по-живому, называя вещи своими именами. Задает вопросы в лоб. Описывает все, как есть, не выискивая удобных объяснений или оправданий. И это цепляет, это задевает гораздо сильнее, чем любые искусственные эффекты, применяемые авторами для давления на читателя. Сила Ремарка - в спокойной простоте, с которой он говорит о непростых вещах, раскрывая перед нами одну из тяжелых страниц в истории своей страны.

    1923 год. Небольшой немецкий городок. Война закончилась несколько лет назад, но ее отпечаток лежит на всем. В стране чудовищная инфляция, когда то, что месяц назад стоило сотни тысяч марок, сегодня уже стоит миллиарды; когда жалованье работникам выдают по два раза в день, чтобы они успели на него хоть что-то купить, пока оно окончательно не обесценилось. Многие вернулись с войны инвалидами и кому они теперь нужны? Другим повезло больше, они нашли себе место в мирной жизни и стараются крутиться, как могут. Кое у кого получается. Но немало и таких, кто, совсем отчаявшись, не хочет продолжать борьбу. И все чаще в утренних газетах можно увидеть сообщение об очередном самоубийстве.


    Деньги - вещь очень важная. Особенно когда их нет.

    Казалось бы: всего несколько лет прошло после войны, и в памяти людей еще должны быть настолько живы ее картины, что нормальный человек не может и помыслить о ее повторении. Однако же, по факту все иначе, и все чаще раздаются голоса о реванше и справедливости. Проигрыш в войне и последовавшие за этим тяжелые годы - нестерпимое "оскорбление" их чести и достоинства. Пока их еще не так много, но пройдут годы и...


    Смерть одного человека - это смерть, а смерть двух миллионов - только статистика.

    Главным героям по роду своей деятельности постоянно приходится сталкиваться со смертью. Каждый день они имеют дело с людьми, которым нужен памятник на могилу умершего родственника. И здесь, как и во всем, можно увидеть, насколько по-разному может проявляться человеческая натура. Кто-то старается заработать даже на собственной неслучившейся смерти. Кто-то отдаст немереные деньги за шикарный мавзолей тому, кого при жизни терпеть не могла вся семья. Но есть и другие: кому не нужна никакая показуха, кто действительно тяжело переживает свою потерю.

    Герои относятся к своей профессии с мрачным юмором, а по-другому и нельзя, наверно. Но у Людвига Бодмера есть и другая работа: по воскресеньям он играет на органе в церкви при приюте для душевнобольных. Не столько ради денег (того, что он там зарабатывает, уже давно не хватает и на то, чтобы оправдать дорогу туда) и даже не совсем ради сытных завтраков, которыми его там кормят в виде извинения за слишком скромную оплату. Скорее, он чувствует какое-то не совсем неосознанное удовлетворение от того, что он чем-то помогает этим людям.

    Все чаще приходит ему мысль, что, быть может, душевнобольные - вовсе не они. Неужели все те, кто его окружает там, в "нормальном" мире, более "нормальные"? Фердфебель в отставке, что избивает жену и дочерей, заставляя их зарабатывать деньги себе на выпивку; женщины, что открыто ищут "спонсоров"; все эти любители дешевого пафоса, что вступают в различные общества только ради того, чтобы потом получить шикарные похороны; поэты, отправляющиеся в бордель в поисках творческого вдохновения. Или, может, молодые люди, готовые ввязаться в драку со всяким, кто не встает в священном трепете при звуках гимна?

    А в приюте его всегда ждет Изабелла. На самом деле, ее зовут иначе, но это не имеет значения. Не все ли равно? Он и сам в ее глазах не Людвиг. Она зовет его разными именами, в зависимости от того, в каком она сегодня настроении и кто она сама. Официально у нее шизофрения, раздвоение личности. Она не способна адекватно оценивать окружающую действительность, пребывая в своем собственном мире. Но Людвигу нередко кажется, что только она одна и способна правильно оценить все, что видит. Ведь ее не стесняют никакие условности и рамки, она может позволить себе роскошь сказать то, что думает. Она может быть искренней.


    — Почему все люди не могут просто быть счастливы?
    — Этого я не знаю. Может быть, потому, что тогда господу богу было бы скучно?
    — Нет. Не поэтому.
    — А почему же?
    — Потому, что он боится.
    — Боится? Чего же?
    — Если бы все были счастливы, никакой бог не был бы нужен.

    Сам того не замечая, Людвиг все больше привязывается к ней. Ее общество необходимо ему, как глоток свежей воды посреди постоянно окружающих мелких мерзостей, которые считаются в порядке вещей, потому что все к этому привыкли. Он и сам привык, но бывают мгновения, когда душа отказывается принимать действительность такой, как она есть и тогда он почти завидует Изабелле: ему кажется, что она счастлива, по-своему.

    Но это моменты. Все же жизнь, даже такая непростая, состоит не из одной черной полосы. Есть здесь и хорошая такая, теплая ирония (что не отменяет злого сарказма), и искренняя дружба, и участие, и взаимопомощь, и сострадание. И люди все разные, нет среди них сплошь черных и белых. Никто не идеален, но почти в каждом есть какая-то струнка, которую можно задеть и получить искренний, чистый звук. И удача может улыбнуться там, где не ждешь.

    Эта книга - сразу обо всем. О людях, что прошли войну и стараются выжить в мирное время. О безысходной тоске. О надежде на лучшее. О любви. О смерти. О сокровенных мыслях. О превратностях судьбы. О поиске ответов.

    И да, может быть, всего этого даже слишком много. И в рассуждения герой периодически впадает даже чересчур. И пафос несколько зашкаливает, по сравнению с другими романами автора (по крайней мере, мне так показалось). Но читать - стоит. Определенно.

    49
    2,9K