Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Музей невинности

Орхан Памук

  • Аватар пользователя
    elena_02040722 октября 2017 г.

    Исповедь фетишиста?

    Своим музеем я хочу научить людей гордиться собой. Я много ездил, много повидал: пока только европейцы гордятся собой, большая часть мира себя стесняется. А если бы то, что вызывает у нас стыд, было бы выставлено в музеях, оно бы сразу стало предметом гордости.

    Как и "Кон-Тики" Тура Хейрдала эта книга вылезла в топ моих "хотелок" после возвращения из Осло. В вишлисте "Музей невинности" пылился настолько давно, что я успела уже забыть об истории, которая меня в свое время подкупила - о том, как музей родился из книги, а книга - из музея. И не вспомнила бы, если бы не маленький зал под самой крышей Oslo Museum of Cultural History, куда мало кто из посетителей добредает, ибо высоко. Так я и попала в Музей невинности, не совсем понимая, о чем речь, к чему восторги и откуда такая дикая и разношерстная коллекция казалось бы не связанных между собой предметов. Короткие аннотации к витринам большой ясности не привносили, поэтому зал мы пробежали бодренькой рысью, и пошли в соседний - смотреть предметы обихода средневековых Китая и Японии.

    И только сейчас я наконец добралась до книги. Отчасти отпугивали почти ругательные рецензии, отчасти - какая-то совсем уж неприлично низкая оценка как для Нобелевского лауреата. Но любопытство (и игровые долги, куда же без них) пересилили. И Памук, уже завороживший меня когда-то своей "Стамбул. Город воспоминаний" в очередной раз не подвел.

    Мы оказываемся в Стамбуле 70-х годов прошлого уже века, странное время, когда либеральные европейские ценности начинают тесно переплетаться с традиционной восточной культурой. Наш герой, богатый наследник Кемаль, обручен с девушкой из своего круга и совсем-совсем скоро они должны пожениться ни много ни мало, в "Хилтоне". Но в один быть может прекрасный, а быть может и не очень прекрасный день, за прилавком магазина Кемаль встречает свою дальнюю родственницу, молодую и прекрасную Фюсун, которой суждено будет стать центром его микро-вселенной.

    Как только не называли в отзывах роман и его героя - и фетишистом, и сумасшедшим, и больным. В каких только фразах не выражали сомнение в том, был ли Кемаль влюблен или попросту одержим. Но я уже давно пришла к выводу, что чем более книга неоднозначна и чем больше споров она вызывает, чем больше спрятано в ней прекрасного и не очевидного. И тут Памук не подвел.

    Во-первых, Стамбул Памука, с которым я уже была отчасти знакома после его "Города воспоминаний" оказался все так же прекрасен. И порой именно он выходит на первый план, кажется главным героев, а Кемаль и Фюсун - лишь второстепенными персонажами, которых Памук использует лишь для того, чтобы показать своего любимца в лучшем свете. Это уже моя вторая книга автора, и я не могу избавиться от ощущения, что пишет он именно о городе, в своих романах он рисует его портреты, записывает все те мелочи, которые давно стерлись бы из памяти, если бы не оказались записанными на бумаге, поет ему оды и заставляет всей душой жаждать встречи с загадочной столицей на стыке Европы и Азии.

    Во-вторых, история Кемаля и Фюсун - красива. Кидайте в меня тухлыми помидорами, хоть я не люблю одержимость и психов, но мне было чертовски жаль Кемаля, жаль Фюсун, жаль вообще все стамбульское общество, столь зависящее от того, что люди скажут и от многовековых и устаревших уже традиций. На самом деле, Фюсун мне понравилась намного меньше Кемаля, а вот главный герой всю книгу вызывал сочувствие. И я бы с удовольствие поспорила за рюмкой чая с кем-то из читавших книгу о том, кто был прав, а кто виноват в этой истории. Да и вообще, герои Памука - прекрасные и колоритные, очень живые и яркие, читать о них одно удовольствие.

    Ну и в третьи, мне не давала покоя история с Музеем, рожденным книгой, и Книгой, рожденной музеем. И книга сама по себе - чуточку музей, только выставлены в нем не материальные свидетельства ушедшей эпохи, а то, что не возможно запереть за стеклом музейной витрины - чувства, мысли, страхи, влюбленности, отношения между людьми, отношение к событиям - все то, что характеризует свое время ничуть не меньше, чем предметы культуры материальной.

    Памуку удалось меня в очередной раз приятно удивить, и я не могу избавиться от ощущения, что это определенно не последняя наша с ним встреча.

    260/300

    36
    2,8K