Рецензия на книгу
La peste
Albert Camus
Аноним22 октября 2017 г.Самый удобный способ познакомиться с городом – это попытаться узнать, как здесь работают, как здесь любят и как здесь умирают. ©Альбер Камю предоставил своим читателям возможность познакомиться с небольшим алжирским городком Ораном. Одним прекрасным утром местные крысы почувствовали близкую смерть, сошли с ума и выбрались из закутков и подвалов, оккупировали улицы и дома, а горожане брезгливо морщились при виде трупов мерзких грызунов. Потом пришла Чума. Довольно долго никто не решался назвать напасть её собственным именем, ходили вокруг да около, жеманились, придумывали ни к чему не обязывающие формулировки, как бы излишне не нервировать население, как бы не получить по шапке от вышестоящих инстанций, как бы вообще сделать вид, что проблемы нет при все возрастающем количестве смертельных случаев. Всему наступает предел, всегда настает момент, когда отворачиваться и делать вид, что ничего особенного не происходит уже не получается. Чума! Чума! Чума!
Время упущено, эта мерзавка прочно обосновалась в городе и ежедневно собирает налог.
Камю преподносит нам историю бедствия на примере отдельных жителей Орана. Рассказывает об их прошлом и настоящем, показывает, как люди с разными характерами справляются с ситуацией. Какие яркие и колоритные персонажи у него вышли! Атмосфера беды передана потрясающе.
Кто-то продолжает выполнять свой долг, несмотря на смертельную опасность. Потому что так надо, потому что так правильно, потому что не можешь сидеть сложа руки и не помочь ближнему. Кто-то добровольно выходит из зоны комфорта ради борьбы с заразой, принципы такие. Кто-то пытается сбежать и уверяет, что не местных проблема не касается, окружающие верят, а вот собственная душа и совесть не особо. Кому-то не Чума, а мать родна. Все прошлые грехи списала, дала возможность начать новую жизнь, подзаработать, воспрянуть духом посреди всеобщего страха и уныния. Кто-то страдает, голодает, теряет близких, кто-то наживается на чужом горе. Большинство же просто ждут, когда зараза сама пройдет. Предаются праздности и обманчивому веселью. Пытаются искать утешение и ответы на вопросы в религии, впадают в отчаяние, бравируют, бунтуют, а потом адаптируются и привыкают.
Камю много времени уделил самой Чуме, колоритным борцам с болезнью, а вот общее настроение города показал фоном. Большинство жителей города спрятались по личным норкам, спиртным притупляли страх, ждали пока другие решат проблему, плакали и жаловались, а потом почти мгновенно все забыли. Если вас лично не коснулась Чума, то ну её в пень. Растаяла эта Чума, как дымка.
Пройдя войну, с трудом представляешь себе даже, что такое один мертвец. И поскольку мертвый человек приобретает в твоих глазах весомость, только если ты видел его мертвым, то сто миллионов трупов, рассеянных по всей истории человечества, в сущности, дымка, застилающая воображение. ©Микроб Чумы ждет своего часа, чтобы вернуться. Он немного изменится, чтобы не сразу узнали, чтобы те, кто все же узнал, опять побоялись назвать его своим именем, как бы не обидеть кого, как бы чего не вышло.
В книге мне немножко не хватило именно про равнодушных, правда Камю — француз. Не мог же он как-то аллегорично передать полумифический вопрос про французов Вильгельма Кейтеля при подписании капитуляции - А эти... тоже нас победили?14292