Рецензия на книгу
Франкенштейн
Мэри Шелли
Аноним20 октября 2017 г.What are men to rocks and mountains?
Если честно, очень давно собиралась прочесть "Франкенштейна", но всё время откладывала. К счастью, этот роман оказался в списке книг, обязательных к прочтению студентам моего факультета, и долгожданное знакомство-таки состоялось. Но что оно принесло?
Прежде всего хочу сказать, что меня восхищает тот факт, что "Франкенштейн" был написан 18-летней девушкой мне уже 19, а я до сих пор из себя толковой строчки не выжала Причём написан, по большому счёту, забавы ради: однажды Мэри была в гостях у Байрона, который предложил ей участие в соревновании на лучший ужастик, она согласилась, так и родился один из самых знаменитых романов британской литературы. На данный момент насчитается 25 экранизаций этой тёмной истории, и то ли ещё будет!
Но как раз-таки многочисленные экранизации и сбивают с толку и создают ложные ожидания. Я думала, что книга будет иметь чёткую научную подоплёку, огромное внимание будет уделено самому эксперименту, ожидала найти подробное описание работы доктора Франкенштейна. Вместо этого большую часть времени мы читаем о страданиях и душевных метаниях главного героя, как он ходит по горам, проклиная себя и своё нечаянное творение, и думает о суициде. Эта книга пропитана романтизмом и местами, честно говоря, чувствуется, что её написала молодая девушка. Не могу не отметить несколько откровенно нелогичных эпизодов.
1) Виктор Франкенштейн оживляет мёртвую материю в 19 лет (если я не ошиблась в расчётах), легко оставляя позади всех учёных профессоров. Да, он действительно уделял много времени своей работе, но... ??? это выглядит слишком нереалистично.
2) Эксперимент завершается удачно: творение Виктора живёт! Но оно настолько уродливое (почему он не заметил этого раньше???), что студент выскакивает из своей комнаты и... идёт гулять. Идёт гулять, в то время как в его доме находится только что созданное им существо! Более того, по возвращении он обнаруживает его исчезновение, и...радуется этому! Да, от нервного перенапряжения он заболевает, но после спокойно живёт 2 года, ни разу не задавшись вопросом "а где, собственно говоря, этот монстр?"
3) Во время встречи Виктора и монстра, монстр говорит на прекрасном литературном языке, хотя при "пробуждении" не знал слов вообще. Из его рассказа мы узнаём, что он научился говорить, подслушивая людей, рядом с которыми жил. При этом он упоминает, что прочёл "Потерянный рай" Мильтона. "Потерянный рай" Мильтона! Да я даже на русском его еле осилила, хотя учу язык уже несколько лет! Да монстр, оказывается, не меньший гений, чем его создатель.
4) Зная о той опасности, что грозит его близким, Виктор не предпринимает необходимых мер, чтобы уберечь их. Ему даже в голову не пришло, что могло произойти с Элизабет! Хотя это было моей первой мыслью при прочтении. В итоге имеем то, что имеем.Судя по этим комментариям, можно подумать, что книга мне не понравилась вовсе. Нет, понравилась, но эти эпизоды настолько бросаются в глаза, что несколько портят впечатление от прочитанного. Сказав о минусах, нельзя не упомянуть и о плюсах произведения.
1) Атмосфера местности передана превосходно: у меня было чувство, что я гуляла вместе с Виктором по тем местам!
2) Структура произведения очень интересная: это как матрёшка, повествование одного человека "встроено" в повествование другого. Если Эмили Бронте в "Грозовом перевале" спряталась за двумя повествователями, то Мэри Шелли пошла ещё дальше и включила рассказ монстра в рассказ Фракенштейна, который, в свою очередь, включён в рассказ молодого путешественника.
3) Идея, заложенная Мэри Шелли в эту историю, ещё глубже, чем кажется. Это и история отношений творца и творения, Бога и человека (и что бывает, когда человек осмелиться бросить вызов Ему и природе), жизни "естественной" и искусственно созданной (какие права и возможности имеют подобные творения? Могут ли они жить среди людей? Обладают ли они такими же чувствами? Могут ли заводить собственные семьи? Что будет, если их станет много? Вымрет ли человечество в таком случае? Да, подобными вопросами люди задавались ещё задолго до появления "Бегущего по лезвию"), научно-технический прогресс (как далеко могут зайти учёные, а где нужно остановиться?), здесь даже проблему отцов и детей разглядеть можно!
Но самое главное, о чём хотела нам сказать госпожа Шелли, это то, что мы все должны нести ответственность за свои поступки. Виктор Франкенштейн хотел притвориться, что никогда не проводил никакого эксперимента, но тень прошлого преследовала его долгие годы, тем самым отравив не только его собственное существование, но и жизнь его родных и близких.
А вообще, все мы песчинки по сравнению с вечными и прекрасными горами Альп.469