Рецензия на книгу
Гарри Поттер и Кубок огня
Джоан Роулинг
Аноним20 октября 2017 г.Центральным событием четвёртой части является Турнир Трёх Волшебников. И здесь мне хочется задать только один вопрос: это вообще законно? Кто придумал состязание подростков с драконшами-наседками? И почему нельзя было дать всем драконов одной породы? Ладно, это уже три вопроса. Здесь бы писать о невыносимой жестокости, отсутствии мер предосторожности и наплевательском отношении к ученикам, но можно описать это одной фразой – типичный Хогвартс.
Также странно и то, что нет ни одного описания совместных уроков с гостями из Шармбатона и Дурмстранга. Не могли же они потерять год учёбы.
Преподавательский состав. О… Это вообще отдельная тема. Хоть у кого-то из них есть педагогическое образование? В этой части Дамблдор превзошёл сам себя, наняв существо странной наружности – с всевидящим оком и деревянной ногой, оканчивающейся когтистой лапой (!). Кроме того, он ещё и невменяемый. Как такого вообще можно к детям подпускать, вы что, серьёзно?! Хоть в фильме он и выглядит, как среднестатистический трудовик. Бухает каждый час. Я даже не знаю, стоит ли упоминать, как он превратил Малфоя в хорька и шарахал его об пол (типичный Хогвартс). Но всё-таки, я не могу не упомянуть. Почему никто не пожаловался? Снейп испугался Грюма? По-моему, наоборот, был повод на него стукнуть. А Макгонагалл что? Почему вообще всем пофиг?! Можно сказать, ну она же заступилась, она же расколдовала и т. д. А что ещё она сделала? Нахмурила бровки и сказала: «Ай-ай-ай, профессор Грюм, у нас не принято применять трансфигурацию как наказание». Да кто там вообще может исправиться, если наказывают таким образом? И тут вспоминается Азкабан. Это вообще что? Это вообще нормально? Для меня это место было всегда чем-то ну уж слишком даже для такого мрачняка, как «Гарри Поттер». По-моему, это место как-то совсем не вписывается в сагу, где повествуется вроде как о добре и справедливости… Хотя… Не могла же школа выглядеть мрачнее, чем тюрьма. С такой школой и тюрьма должна быть соответствующей. Меня ещё интересует такой вопрос: а как заключенных кормили? И кто поставлял им еду, если это остров посреди моря? Учитывая то, насколько там эксплуатируются совы (вспомнить бедного Пигвиджена, который таскал тару в пять раз тяжелее себя).
Вернёмся к преподавателям. Хагрид. Хагрид превзошёл сам себя. Во-первых, угрожал моему Малфойчику любимому. Серьёзно, это нормально? А как ещё это воспринимать, кроме как угрозу? Хагрид при всех демонстрирует предвзятое отношение, а потом кто-то ещё на Снейпа после этого наезжает. И вообще, зная Малфоя, почему он не пожаловался? Только что сказали, что трансфигурацию нельзя применять на студентах, но, видимо, дурной пример заразителен. А всё почему? Потому что Грюм не понёс за это соответствующее наказание. Серьёзно, всем просто пофиг. Неудивительно, что в Слизерине самые проблемные дети – с таким предвзятым к ним отношением. Но тут Хагрид всё же достаточно справедлив: на его уроках достаётся всем.
Соплохвосты буйствовали на участке, покрытом теперь дымящимися обломками ящиков. Большая часть класса — с Малфоем, Крэббом и Гойлом во главе — удрали в хижину Хагрида через заднюю дверь и забаррикадировались там; Гарри, Рон и Гермиона остались среди тех, кто оставался снаружи и пытался помочь Хагриду. Вместе им удалось изолировать и связать, хотя и ценой многочисленных ожогов и царапин, девять соплохвостов, так что, наконец, на поле оставался лишь один.
— Так-так-так… похоже, здесь творится что-то весёленькое.
Рита Скитер прислонилась к садовой ограде, наблюдая за побоищем.
Гарри заметил, как глаза её скользнули по Дину (который заработал глубокий порез через всю щёку), Лаванде (чья мантия сильно обгорела), Шеймусу (прижавшему ко рту обожжённые пальцы), и затем к окнам хижины, за которыми стояла большая часть класса, и, прижав к стеклу носы, вглядывалась, не очистился ли горизонт.Типичный Хогвартс.
В целом, книга усложнилась и стала более интересной. Но в ней по-прежнему не хватает разнообразия и проскальзывает чёрно-белость. Хочется уже от неё уйти, но что-то не пускает: и тут и там встречаются двойные стандарты… Финальная сцена поразила меня своей гадостью и подачей этой самой гадости. Немногим авторам дано было меня так «удивить». Кроме Джоан Роулинг, это смог сделать разве что Джордж Мартин.
Характерно то, что каждая книга заканчивается злорадством гада. Ой, простите, Гарри.
В первой книге он говорит: «Да, но ведь мне нельзя колдовать вне школы». «Я знаю. Но кузен не знает», - отвечает Хагрид. В воображении рисуется злорадненькая ухмылочка Поттера, который теперь будет развлекать себя запугиванием Дадли. Понимаю, что для него это средство самозащиты, но подать это нужно было по-другому. Вторая книга заканчивается тем, что Гарри лишил Малфоев домовика – теперь Нарциссе нужно будет нанимать какого-нибудь сквиба, чтобы еду готовил. Ну, хоть кто-то заработает. Может, оно и к лучшему. В третьей части Гарри сделал доброе дело, но при этом благородный Снейп лишился заслуженного ордена Мерлина и вообще как-то остался в дураках, при том, что он знал, что за всем этим стоит Поттер – он всегда видел его насквозь. Также Гарри мечтательно помышляет, как теперь будет пугать родственников своим крёстным-убийцей (потому что трюк с запугиванием магией уже не сработает). Вот и в четвёртой части они заколдовали таких-растаких Малфоя, Кребба и Гойла. При этом близнецы атаковали их со спины. То есть, когда Малфой пульнул в Гарри заклятием со спины, то его за это превратили в хорька и шмякнули об пол, но когда то же делают с Малфоем условно положительные персонажи, то можно его хоть по полу валять. Чем они, собственно, и занимались. То есть, финальный аккорд всегда звучит, как издевательство над Слизерином, слизеринцами (Снейпом или Малфоем на выбор) и родственниками Гарри – Дурслями.20881