Рецензия на книгу
Блеск и нищета куртизанок
Оноре де Бальзак
Аноним19 октября 2017 г.Очень странный роман, очень тяжеловесный даже для французской классики, очень невыдержанный по стилю: то сентиментальный и пафосный, то ироничный, то вдруг превратится в справочник по тюрьмам и каторгам... Да и фокус плавает, видимо, замысел автора то и дело менялся. Но читать его было очень интересно. Жаль, что только до определенного момента.
С самого начала нас окружает вихрь громких имен и сложнозапоминаемых фамилий, мы как будто попадаем на закрытую вечеринку, где все друг друга знают, и чувствуем себя поначалу неловко. К счастью, недоразумение скоро разъяснится, и нас познакомят с героиней, наделавшей шуму в высоких кругах.
Куртизанка Эстер - персонаж очень интересный. Но не слишком правдоподобно написанный. Количество слез, заламывания рук, угроз и попыток самоубийства переходит все границы даже для опустившейся девушки, решившей стать честной женщиной. Гордость - это, конечно, хорошо, но как-то не вяжется все это самобичевание и прочувствованные речи с поведением после расставания с любовником. Вот когда Эстер становится настоящей - остроумной, меткой, блистательной... и такая женщина не борется за жизнь? Бросьте, господин Бальзак, не верю!
Что касается рокового предмета влечения Эстер и поголовно всех женщин Парижа, то любой персонаж романа вызывает больше эмоций, чем пресловутый Люсьен де Рюбампре. Красивый молодой человек, полностью подвластный своему покровителю и никак не проявляющий ни собственной воли, ни каких-либо чувств. К кому угодно здесь можно почувствовать симпатию: к глупому похотливому Нуссингену, к опасному преступнику Коллену, потерявшему названного сына, к шпиону Пераду... только не к Люсьену, увольте. Тут я солидарна с судейским Камюзо - совершенно непонятно, что находили в этом красавчике женщины. Да и дрожь брала при описании того, как низко ставила себя и свою жизнь Эстер по сравнению с дальнейшей судьбой своего любовника.
На мой вкус, сентиментальности, пространности и всяческого словоблудия Бальзак хватил через край. В написанном на век раньше и чем-то схожем по тематике и настроению романе "Опасные связи", и то в разы меньше подобного словесного пафоса. Главную героиню поминутно сравнивают с ангелом, всячески превозносят ее красоту, всплескивают руками... Это достаточно утомительно, надо сказать.
Самое интересное в романе - это, безусловно, планомерное вытягивание денег из влюбленного барона, его комичное поведение, безумные траты и показная роскошь. К сожалению, уже к середине книги исчезает весь кураж и юмор, нас начинает захлестывать мелодрамой и отрезвляющими тюремными реалиями. Так и получается, что самые интересные герои покидают нас очень быстро, и остается довольствоваться историей о каторжниках, а не об обещанных куртизанках.
Для себя я вынесла следующее. Во-первых, наша любовь, ее сила или слабость ничего говорит о предмете этой любви, а только о нас самих. Какая ирония: наивная, хоть и опытная куртизанка Эстер и прожженный плут Жак Коллен без памяти, самоотверженно, вплоть до самопожертвования полюбили красивую пустую куклу.
А во-вторых, собственная жизнь - слишком большая ценность, чтобы бросаться ею из-за какого-то сиюминутного позора. Выживает сильнейший. Выживает и получает все, чего не досталось созданиям нежным и слабым.Ну и самое главное: нельзя делать несколько важных вещей параллельно - пишешь роман - пиши. А то вот так отвлечешься, да и забудешь, что за язык там был, что за фабула, о чем хотел рассказать,,, Вот такое впечатление сложилось, не обессудьте.
161,2K