Рецензия на книгу
Лолита
Владимир Набоков
rezvaya_books17 октября 2017 г.Истории про маньяков всегда заманчивы и привлекательны. Они, эти истории, будоражат в читателе - обычном человеке без каких-либо психических отклонений - те стороны души и тела, которые ему незнакомы и непонятны, и которые поэтому кажутся загадочными, таинственными и любопытными. Как писал сам Набоков:
"Лолита" - моя особая любимица. Она была моей самой трудной книгой, затрагивавшей тему, которая так удалена от моей собственной эмоциональной жизни, что мне доставило особое удовольствие использовать свой комбинационный талант, чтобы сделать ее реальной".
И теперь, благодаря удивительному таланту Набокова, "Лолита" уже более чем полвека остается одним из самых обсуждаемых (осуждаемых?) и противоречивых литературных произведений.
Читать исповедь отвратительно несчастного Гумберта Гумберта (разделяю мнение и выбор автором имени главного героя - мерзость, брр..., да простят меня все Гумберты в мире) было очень интересно. Отвратительно несчастного - потому что его влечение к маленьким девочкам - это вне всяких сомнений ужаснейшее преступление, но в процессе исповеди на уголках моей души появлялась тень сочувствия его мукам, некоторое отдаленное понимание его страданий, даже некоторое уважение, что ли, к его сдержанности и терпению, пока Лолита сама не переступила грань дозволенного. Одно для меня несомненно - то, что чувствовал Гумберт к Лолите, было любовью, а не только похотью. Но это была темная, страшная, демоническая сторона любви...
Что касается Лолиты, то даже несмотря на то, что на протяжении всей книги ее образ предстает перед нами сквозь призму любовно одержимого ею Гумберта, эта девочка не вызвала у меня симпатии. Даже жалости к ней я испытывала довольно-таки мало, хотя ситуация, в которой она оказалась, мягко говоря ужасна. Я не заметила, чтобы она сама так уж страдала от своего положения. Это ее врожденная нимфичность, ранняя развращенность и демоническая природа. Ведь недаром ее имя так созвучно с Лилит, на чем и в самой книге делается ударение.Сюжет "Лолиты" вызывает у меня содрогание только в самых общих чертах - взрослый мужчина спит с маленькой девочкой. Это шокирует, когда слышишь подобное в выпуске новостей. Не хочется и думать, что твой собственный или любой другой ребенок может быть объектом желания какого-то извращенца. Это слишком страшно. Но я не могу сказать, что история конкретных Гумберта и Лолиты вызвала у меня большую бурю эмоций.
Вот от чего я получила удовольствие, так это от текста. Я просто представить не могу, какая кропотливая работа была проделана Набоковым, когда он создавал этот текст. Словесные приемы, фонетическое и ритмическое звучание текста просто удивительны! Я смаковала практически каждый подобранный эпитет, каждый пример словесной игры. Это очень необычно! Из совершенно, казалось бы, неподходящих, не употребляемых друг с другом слов Набоков создает гармоничное, очень тонкое словесное полотно с небывалыми доселе узорами и оттенками. Эта гармоничность с одной стороны, подчеркивает маниакальность и ненормальность мышления Гумберта Гумберта с другой. Текст балансирует на грани между тонким художественным чутьем и помешательством маньяка.
Когда я приступала к чтению этой книги, я отдавала себе отчет, что это не простой роман, а целая головоломка. Но, к сожалению, разгадать ее мне не удалось. И развязку романа я узнала только тогда, когда сам Гумберт озвучил ее. Создавая "Лолиту", Набоков рассчитывал на такого же начитанного читателя, как и он сам. Это, конечно, усложняет восприятие текста, так насыщенного аллюзиями. Но если некоторое количество намеков и аллюзий в романе мне и удалось разглядеть, то в роли детектива, навязанной мне Набоковым, я с треском провалилась. Обратившись к работе Карла Проффера "Ключи к "Лолите" , я увидела, как Набоков провел меня за нос, при этом оставляя под этим же моим носом всевозможные зацепки, а я все равно осталась"с носом" ;)На моем издании "Лолиты" стоит пометка: "Прочесть обязательно!". Я к этому призыву присоединяюсь. И если кто-то, в общих чертах зная сюжет, рассчитывает получить пикантный или же порнографический роман, то он заблуждается. Это книга очень тяжелая, требующая тщательности и вдумчивости, а также недюжинной литературной подготовки. Но пройдя через все лабиринты, созданные Набоковым, через все наслоения, результат будет стоить проделанных усилий. И я уверена, что при повторном чтении романа откроются еще многие упущенные детали и незамеченные оттенки.
24574