Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Library of Souls

Ransom Riggs

  • Аватар пользователя
    Аноним15 октября 2017 г.

    Ренсом Риггз "Библиотека душ. Нет выхода из дома странных детей"

    Ёжик плачет, колется, но продолжает мужественно грызть кактус. Да, "Сказки о странных" я тоже планирую прочитать - надо же такой вкусный и колючий кактус до конца доесть.
    Третья книжка понравилась мне больше второй (хоть и ненамного) и однозначно меньше первой (хоть и первая была на мой взгляд неидеальна). Здесь не было неприятной спекуляции на ужасах и фотографиях времён Второй мировой войны (под омерзительным лозунгом "Мы не будем жалеть этих людей и тем более не будем им помогать, в нашем понимании они всё равно что не существуют, спасаем нашу директрису, плевать нам на всё, кроме нашей директрисы"). Дьявольский Акр был мне поначалу интересен - хотя, разумеется, никакая это не Викторианская Англия даже в самом худшем её проявлении, это просто авторское нагромождение ужасов. Но поначалу было интересно и жутко, да - а вот дальше нагромождение ужасов стало настолько чрезмерным и гротескным, что мне сделалось просто мерзко; и уже ни страшно было, ни интересно.
    Про целительницу, чьё тело уничтожается в процессе помощи людям, было, честно говоря, тоже неприятно. И вот правда - зачем ей было тратить себя на незначительные раны? Чтобы рано или поздно её не хватило на спасение какого-нибудь умирающего? В общем, я так смотрю, логика у персонажей Риггза отсутствует у всех без исключения - что у детей и подростков, что у взрослых.
    Понравился пёс Эддисон. Да, он тоже часто нарывался и вылезал не к месту, тоже был помешан на спасении своей имбрины, - но как-то даже он не настолько, как девочка Эммочка, да и вообще, собаке (даже говорящей) простительно. Ну, и его гордое "я седьмой щенок седьмого щенка" всё-таки очаровательно.
    И мрачведи понравились. И хорошо, что мрачвежат спасли.
    Чем убивать Фиону, лучше бы автор убил девочку Эммочку. Но да, нельзя, девочка Эммочка авторская любимица, и как же Джейкоб без своей великой-подростковой-любви-на-всю-жизнь.
    Про своё отношение к девочке Эммочке, обожествлению имбрин и вообще превознесению их (при том, что не круче на самом деле их способности, чем способности других "странных", а защитить они вообще не могут ни себя, ни своих подопечных), запиранию "странных" в детском возрасте во временных петлях и Великой Подростковой Любви Джейкоба и вышеупомянутой девочки Эммочки я подробно писал в своей рецензии на вторую книгу, так что повторяться не буду. Но да, девочка Эммочка - по-прежнему тупая психованная истеричка, которая готова орать "Нет, я пойду сражаться дальше!", даже если явно уже ни на что на данный момент не годна, и если пойдёт дальше, то только подставит остальных, которые по-любому попрутся за ней, и чуть ей что не так, гневно возмущается и топает ножками. Сказали ей на пару часов притвориться рабыней, смотреть в пол и молчать - что, так сложно ради великого дела? Всего-то молчать и не поднимать глаз, тупая ты девочка Эммочка. Всего-то на пару часов. Можно было зубками и не скрипеть, как автор про тебя написал. Непонятно, как ты со своей непроходимой тупостью, твердолобостью и отсутствием инстинкта самосохранения не погибла, как только экшн начался.
    И слишком уж часто девочка Эммочка говорит о своём желании расплавить кому-нибудь то нос, то "рожу", то ещё что-нибудь. Враги, конечно, врагами, но всё-таки девочку Эммочку с её кровожадностью в придачу к истеричности стоило бы в камере с термоустойчивыми стенами держать. Такими, что хрен расплавишь.
    "- Пообещай мне, что не умрёшь! - Я постараюсь... - Нет, пообещай!" Правильно, мальчик, пообещай. А если всё-таки умрёшь (ну ведь правда, как можно в условиях, когда на каждом шагу тебе грозит смерть, давать подобное обещание?), девочка Эммочка плюнет на твою могилку за то, что обещание не выполнил. Да, автор? А что - вполне в духе истероидной девочки Эммочки.
    Способность Джейкоба управлять пустотами развитие всё-таки получила - хотя, честно говоря, я не понимаю, что странного осталось в нём к концу книги. Пустот больше нет, Библиотеки Душ нет... а что он ещё умеет? Вполне возможно, конечно, что ещё что-то, о чём до сих пор не узнал, - но нам-то ведь об этом неизвестно, правда?
    Кстати, сама идея Библиотеки Душ мерзкая. Сознательно отдавать свои души, чтобы их закупорили в бутылки... это едва ли не хуже, чем в детстве быть запертыми имбринами во временных петлях.
    Действительно странно, почему в предыдущих двух книгах дедушка Джейкоба был назван едва ли не величайшим охотником на пустот, а в этой книге оказалось, что большую часть способностей у него отняли ещё в молодости, и после этого он вроде как никуда не годился.
    В начале книги я, честно говоря, порадовался тому, что из странных детей в сюжете на данный момент остались только Джейкоб и Эмма - хоть не было бесконечных перепалок между бесконечно дружными (да, это был сарказм) странными детишечками, да и двое совершают тупых нелогичных поступков куда меньше, чем куча. Впрочем, когда остальные странные дети наконец появились, то не раздражали, как в начале второй книги.
    То, как все скопом, включая кучу имбрин, немедленно начали повиноваться Каулу, стоило ему захватить в плен мисс Сапсан, и надеяться, что, став Тёмным Властелином, он их всех и в первую очередь Сапсан оставит в живых, действительно было в высшей степени тупо. И возвращение Джейкоба к родителям... мда. Во-первых, стоило ли вообще возвращаться, чтобы только то и делать, что страдать по приключениям и девочке Эммочке? Во-вторых, не лучше ли было всё-таки полностью стереть родителям воспоминания, как и предлагала Сапсан? Даже если бы родственники родителей продолжали что-то помнить - зато родители бы не помнили, ни в чём сына не подозревали и таблетками пичкать не пытались. Дальше... дальше просто полный бред. Как, как можно предположить, что твой сын внезапно научился менять почерк, сам себе пишет письма от воображаемой девушки да ещё и марки в фотошопе (!!!) делает?!?! И даже если вы решили, что он галлюцинирует воображаемой девушкой... ну честно, за подобное тихое сумасшествие я бы не счёл своего единственного и любимого (ведь любимого же, да, автор?) сына опасным для себя и не запер бы в психушку, чтобы его там накачивали лекарствами. Да пусть себе живёт дома и мечтает о несуществующей девушке. В остальном-то абсолютно нормально себя ведёт - и даже не рассказывает никому об этой своей девушке.
    Ну, а то, как родители Джейкоба повели себя, наконец познакомившись со "странными"... в общем, по ходу, сумасшедшие как раз они. Причём были ими изначально. Нет, автор, это у них не шок был. Люди без психиатрического диагноза даже в состоянии шока так себя не ведут. И не попытаются переехать детей, которые, как они считают, им мерещатся (а если нет, блин?!). В общем, автор, под конец ты дал маху так, как на протяжении всех трёх книг не давал. И сделал абсолютно непонятным, почему же Джейкобу так хотелось к таким конченым родителям (не верю, что это у них проявилось внезапно, ага) вернуться.
    Фраза мамаши Джейкоба, когда она впервые увидела своего сына целующимся с Эммой ("Джейкоб, прекрати целовать незнакомых девушек и пойдём домой") - куда-то туда же, в подтверждение диагноза. По мнению автора, это адекватная реакция, когда впервые видишь своего 16-летнего сына (где бы он ни пропадал перед этим) с девушкой?
    А вот хэппи-энд мне понравился. Ну а как без него, вот правда. И под конец (возможно, на фоне слитых родителей Джейкоба?..) любовная линия Джейкоба и Эммы даже стала приятной, и Эмма начала себя нормально вести.
    И вот всё-таки... вот не совсем хорошо всё-таки поступил автор, подогнав фотографии реально существовавших людей под свой сюжет с девочками Эммочками и птичками-директорками. Берёт фотографию двух девочек, сиамских близнецов, и сообщает - это не единственная их странность, их тела ещё и клей вырабатывают. Автор, это не странность, это мутация. О существовании которой известно всему миру. И молодцы, конечно, те сиамские близнецы, у которых получается жить полноценной жизнью, - но брать их фотографию и приписывать им выработку телами клея... Или фотография девочки, у которой было два отражения в пруду, - где-то я читал, что на этой фотографии изображена девочка, у которой умерла сестра-близнец, и их родители попросили изобразить на фотографии отражение второй дочери. Драма, в общем. Очень грустная драма. И брать такую фотографию для книжечки про странных детишечек... брать для неё фото Второй мировой... не знаю. Не то чтобы это меня прямо возмущало, но как-то не сильно хорошо всё же. И однозначно не хотелось бы мне, чтобы какую-то из моих фотографий лет через сто использовали в качестве фото выдуманного "странного ребёнка" с полным отсутствием логики.
    Финальная битва и правда была какой-то невразумительной. И попытка автора сделать Бентама неоднозначным персонажем с треском провалилась - получился ещё один картон, если и лучше Каула, то ненамного. Лучше бы Бентам остался таким, каким предстал перед читателями поначалу; поначалу он мне, кстати, нравился.
    Харон был неплох. Хотя мифологизировать его, пожалуй, и правда было ни к чему.
    Основная мысль по прочтении - хвала всем Богам, наконец-то я это дочитал. Остались ещё, конечно, "Сказки о странных", но с ними, думаю, я расправлюсь намного быстрее.

    2
    99