Рецензия на книгу
Library of Souls
Ransom Riggs
Аноним15 октября 2017 г.Ренсом Риггз "Библиотека душ. Нет выхода из дома странных детей"
Ёжик плачет, колется, но продолжает мужественно грызть кактус. Да, "Сказки о странных" я тоже планирую прочитать - надо же такой вкусный и колючий кактус до конца доесть.
Третья книжка понравилась мне больше второй (хоть и ненамного) и однозначно меньше первой (хоть и первая была на мой взгляд неидеальна). Здесь не было неприятной спекуляции на ужасах и фотографиях времён Второй мировой войны (под омерзительным лозунгом "Мы не будем жалеть этих людей и тем более не будем им помогать, в нашем понимании они всё равно что не существуют, спасаем нашу директрису, плевать нам на всё, кроме нашей директрисы"). Дьявольский Акр был мне поначалу интересен - хотя, разумеется, никакая это не Викторианская Англия даже в самом худшем её проявлении, это просто авторское нагромождение ужасов. Но поначалу было интересно и жутко, да - а вот дальше нагромождение ужасов стало настолько чрезмерным и гротескным, что мне сделалось просто мерзко; и уже ни страшно было, ни интересно.
Про целительницу, чьё тело уничтожается в процессе помощи людям, было, честно говоря, тоже неприятно. И вот правда - зачем ей было тратить себя на незначительные раны? Чтобы рано или поздно её не хватило на спасение какого-нибудь умирающего? В общем, я так смотрю, логика у персонажей Риггза отсутствует у всех без исключения - что у детей и подростков, что у взрослых.
Понравился пёс Эддисон. Да, он тоже часто нарывался и вылезал не к месту, тоже был помешан на спасении своей имбрины, - но как-то даже он не настолько, как девочка Эммочка, да и вообще, собаке (даже говорящей) простительно. Ну, и его гордое "я седьмой щенок седьмого щенка" всё-таки очаровательно.
И мрачведи понравились. И хорошо, что мрачвежат спасли.
Чем убивать Фиону, лучше бы автор убил девочку Эммочку. Но да, нельзя, девочка Эммочка авторская любимица, и как же Джейкоб без своей великой-подростковой-любви-на-всю-жизнь.
Про своё отношение к девочке Эммочке, обожествлению имбрин и вообще превознесению их (при том, что не круче на самом деле их способности, чем способности других "странных", а защитить они вообще не могут ни себя, ни своих подопечных), запиранию "странных" в детском возрасте во временных петлях и Великой Подростковой Любви Джейкоба и вышеупомянутой девочки Эммочки я подробно писал в своей рецензии на вторую книгу, так что повторяться не буду. Но да, девочка Эммочка - по-прежнему тупая психованная истеричка, которая готова орать "Нет, я пойду сражаться дальше!", даже если явно уже ни на что на данный момент не годна, и если пойдёт дальше, то только подставит остальных, которые по-любому попрутся за ней, и чуть ей что не так, гневно возмущается и топает ножками. Сказали ей на пару часов притвориться рабыней, смотреть в пол и молчать - что, так сложно ради великого дела? Всего-то молчать и не поднимать глаз, тупая ты девочка Эммочка. Всего-то на пару часов. Можно было зубками и не скрипеть, как автор про тебя написал. Непонятно, как ты со своей непроходимой тупостью, твердолобостью и отсутствием инстинкта самосохранения не погибла, как только экшн начался.
И слишком уж часто девочка Эммочка говорит о своём желании расплавить кому-нибудь то нос, то "рожу", то ещё что-нибудь. Враги, конечно, врагами, но всё-таки девочку Эммочку с её кровожадностью в придачу к истеричности стоило бы в камере с термоустойчивыми стенами держать. Такими, что хрен расплавишь.
"- Пообещай мне, что не умрёшь! - Я постараюсь... - Нет, пообещай!" Правильно, мальчик, пообещай. А если всё-таки умрёшь (ну ведь правда, как можно в условиях, когда на каждом шагу тебе грозит смерть, давать подобное обещание?), девочка Эммочка плюнет на твою могилку за то, что обещание не выполнил. Да, автор? А что - вполне в духе истероидной девочки Эммочки.
Способность Джейкоба управлять пустотами развитие всё-таки получила - хотя, честно говоря, я не понимаю, что странного осталось в нём к концу книги. Пустот больше нет, Библиотеки Душ нет... а что он ещё умеет? Вполне возможно, конечно, что ещё что-то, о чём до сих пор не узнал, - но нам-то ведь об этом неизвестно, правда?
Кстати, сама идея Библиотеки Душ мерзкая. Сознательно отдавать свои души, чтобы их закупорили в бутылки... это едва ли не хуже, чем в детстве быть запертыми имбринами во временных петлях.
Действительно странно, почему в предыдущих двух книгах дедушка Джейкоба был назван едва ли не величайшим охотником на пустот, а в этой книге оказалось, что большую часть способностей у него отняли ещё в молодости, и после этого он вроде как никуда не годился.
В начале книги я, честно говоря, порадовался тому, что из странных детей в сюжете на данный момент остались только Джейкоб и Эмма - хоть не было бесконечных перепалок между бесконечно дружными (да, это был сарказм) странными детишечками, да и двое совершают тупых нелогичных поступков куда меньше, чем куча. Впрочем, когда остальные странные дети наконец появились, то не раздражали, как в начале второй книги.
То, как все скопом, включая кучу имбрин, немедленно начали повиноваться Каулу, стоило ему захватить в плен мисс Сапсан, и надеяться, что, став Тёмным Властелином, он их всех и в первую очередь Сапсан оставит в живых, действительно было в высшей степени тупо. И возвращение Джейкоба к родителям... мда. Во-первых, стоило ли вообще возвращаться, чтобы только то и делать, что страдать по приключениям и девочке Эммочке? Во-вторых, не лучше ли было всё-таки полностью стереть родителям воспоминания, как и предлагала Сапсан? Даже если бы родственники родителей продолжали что-то помнить - зато родители бы не помнили, ни в чём сына не подозревали и таблетками пичкать не пытались. Дальше... дальше просто полный бред. Как, как можно предположить, что твой сын внезапно научился менять почерк, сам себе пишет письма от воображаемой девушки да ещё и марки в фотошопе (!!!) делает?!?! И даже если вы решили, что он галлюцинирует воображаемой девушкой... ну честно, за подобное тихое сумасшествие я бы не счёл своего единственного и любимого (ведь любимого же, да, автор?) сына опасным для себя и не запер бы в психушку, чтобы его там накачивали лекарствами. Да пусть себе живёт дома и мечтает о несуществующей девушке. В остальном-то абсолютно нормально себя ведёт - и даже не рассказывает никому об этой своей девушке.
Ну, а то, как родители Джейкоба повели себя, наконец познакомившись со "странными"... в общем, по ходу, сумасшедшие как раз они. Причём были ими изначально. Нет, автор, это у них не шок был. Люди без психиатрического диагноза даже в состоянии шока так себя не ведут. И не попытаются переехать детей, которые, как они считают, им мерещатся (а если нет, блин?!). В общем, автор, под конец ты дал маху так, как на протяжении всех трёх книг не давал. И сделал абсолютно непонятным, почему же Джейкобу так хотелось к таким конченым родителям (не верю, что это у них проявилось внезапно, ага) вернуться.
Фраза мамаши Джейкоба, когда она впервые увидела своего сына целующимся с Эммой ("Джейкоб, прекрати целовать незнакомых девушек и пойдём домой") - куда-то туда же, в подтверждение диагноза. По мнению автора, это адекватная реакция, когда впервые видишь своего 16-летнего сына (где бы он ни пропадал перед этим) с девушкой?
А вот хэппи-энд мне понравился. Ну а как без него, вот правда. И под конец (возможно, на фоне слитых родителей Джейкоба?..) любовная линия Джейкоба и Эммы даже стала приятной, и Эмма начала себя нормально вести.
И вот всё-таки... вот не совсем хорошо всё-таки поступил автор, подогнав фотографии реально существовавших людей под свой сюжет с девочками Эммочками и птичками-директорками. Берёт фотографию двух девочек, сиамских близнецов, и сообщает - это не единственная их странность, их тела ещё и клей вырабатывают. Автор, это не странность, это мутация. О существовании которой известно всему миру. И молодцы, конечно, те сиамские близнецы, у которых получается жить полноценной жизнью, - но брать их фотографию и приписывать им выработку телами клея... Или фотография девочки, у которой было два отражения в пруду, - где-то я читал, что на этой фотографии изображена девочка, у которой умерла сестра-близнец, и их родители попросили изобразить на фотографии отражение второй дочери. Драма, в общем. Очень грустная драма. И брать такую фотографию для книжечки про странных детишечек... брать для неё фото Второй мировой... не знаю. Не то чтобы это меня прямо возмущало, но как-то не сильно хорошо всё же. И однозначно не хотелось бы мне, чтобы какую-то из моих фотографий лет через сто использовали в качестве фото выдуманного "странного ребёнка" с полным отсутствием логики.
Финальная битва и правда была какой-то невразумительной. И попытка автора сделать Бентама неоднозначным персонажем с треском провалилась - получился ещё один картон, если и лучше Каула, то ненамного. Лучше бы Бентам остался таким, каким предстал перед читателями поначалу; поначалу он мне, кстати, нравился.
Харон был неплох. Хотя мифологизировать его, пожалуй, и правда было ни к чему.
Основная мысль по прочтении - хвала всем Богам, наконец-то я это дочитал. Остались ещё, конечно, "Сказки о странных", но с ними, думаю, я расправлюсь намного быстрее.299