Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Goldfinch

Donna Tartt

  • Аватар пользователя
    CatMouse13 октября 2017 г.

    Донна Тартт не разочаровала и на этот раз. Ничего не вышло из моей попытки растянуть чтение, чтобы подольше наслаждаться романом. Этого не получилось в начале года с "Тайной историей", не получилось и сейчас, со "Щеглом".

    Даже пребывая в полном информационном вакууме до начала чтения, очень сложно не знать ключевого события, на котором выстроен весь роман. Слезы льются с первых страниц, но нет ощущения, что из меня их выдавили, как любят делать многие современные авторы. Слезы были очистительные, сострадательные, они позволили сочувствовать главному герою, и на этом чувстве сопричастности к его тагедии и выстроена вся эмоциональная подоплека книги.

    Предчувствие беды в самом начале, ужас от потерянности и неизвестности после происшествия в музее, тоску и апатию после осознания. Тартт умеет говорить с читателем на эмоциональном уровне, пробуждать тайные страхи, страхи давно забытые, детские. Страх одиночества, неприкаянности, страх потери близкого человека.

    Потеряв единственного любимого и небезразличного к его судьбе человека, Тео Декер вынужден подчиняться обстоятельствам. И поначалу ему даже везет, он не попадает ни в воспитательное учреждение, ни к незнакомым опекунам. Но, как и всякий несовершеннолетний, Тео полностью зависим от взрослых, считающих себя вправе распоряжаться его судьбой. И вот он уже на юге страны, оторванный от всего близкого и привычного, в семье человека, который когда-то просто исчез из его жизни. Впрочем, и семьей-то это назвать нельзя.

    "Щегол" - это роман взросления. Роман мрачный, жесткий, образный и достаточно тяжелый в моральном плане. Написанный прекрасным глубоким языком, эмоциональный и образный. И, конечно, очень атмосферный. Удивительный контраст создают яркое солнце с безмятежным субтропическим летом в пустыне и темные, жуткие мысли вперемешку с наркотическим бредом. Крепкая дружба и опасное потакание слабостям друг друга. Полное ощущение собственной ненужности и бесполезности, попытки сбежать из реальности, где твоя жизнь может рассыпаться на осколки одним нажатием чужого пальца. Душно, страшно, тяжело. Но выход есть, в жизни можно и нужно что-то менять, стоит лишь взять ее в свои руки. И истерзанный, еще потерянный для мира, но не для себя самого, Тео так и поступает.

    Да, наркотиков и алкоголя в книге очень и очень много. Эта тема Донне Тартт, по-видимому, хорошо знакома, и ее отношение к детству и взрослению совсем не идеализировано. Писательница практикует трезвый взгляд на мир, со всеми его искушениями и пороками, пройдя через которые, герой должен показать себя: останется он цельной личностью или сломается? Куда более важным кажется мне упомянуть о восприятии автором искусства. Искусства как абстрактного понятия, как культурного наследия, как духовной ценности. Привив своему герою такое трепетное отношение к любомой картине матери и к искусству вообще, автор будто становится понятнее, ближе. Я любовалась неровными мазками, смелым полетом кисти, тонкими цветовыми переходами вместе с Тео и его друзьями, проникаясь к ним от этого еще большей симпатией. Живопись, скульптура, реставрация антиквариата описаны тонко, с любовью, с искренним интересом. Роман внезапно становится еще и познавательным, начинает играть новыми красками.

    Конечно, не обошлось и без минусов, и получились они чуть более очевидными, чем хотелось бы. Так мне не хватило цельности, общее впечатление от книги какое-то дробное. Причиной тому слишком сильный контраст между периодами в жизни Тео или многочисленные аспекты сюжета - мне не ясно. Точнее я не хочу разбирать книгу на части, чтобы не получить те же самые буквы, но уже без всякой магии. Лишним я считаю и сами-знаете-какой минутный эпизод из жизни в Вегасе. Не из отсутствия толерантности, ложной скромности или ханжества, а просто потому, что он никак не влияет на жизнь или раскрытие характера героев. Кажется вписанным в текст немного погодя и не без задней мысли. Странным показалось и то, что Тартт все-таки пожалела в конце одного из героев, восставшего практически из мертвых, да и в целом концовка вышла несколько смазанной. Но сам роман при всех своих минусах погружает в себя и не дает вынырнуть, увлекает без остатка. Благодаря этому ощущению мы и стали читателями.

    16
    228