Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Анж Питу

Александр Дюма

  • Аватар пользователя
    LiseAlice11 октября 2017 г.

    17-летнего Анжа Питу выгнали из школы за слишком вольное обращение с латынью. Будучи сиротой, он отправился к тетке, у которой проживал до поступления в школу, но и тетка изгоняет несчастного Анжа из дома, узнав, что ее надежды на то, чтобы племянник в будущем стал аббатом, погребены под обилием ошибок, сделанных Анжем в латинских переводах. Бедняга Питу подался работать на ферму, где хозяином был фермер Бийо, отец красотки Катрин, в которую несостоявшийся аббат был влюблен вот уже год. Но судьба и здесь не пожелала оставить Питу в покое, и в результате стечения событий, Анж и его хозяин Бийо оказываются в Париже, где уже начала разворачиваться французская революция.

    Когда начинала читать "Анжа Питу", я не знала, что это часть цикла из 4 книг, причем третья книга из четырех. Несмотря на это, книга оказалась вполне понятной и без предыстории. Единственный момент, который был мне непонятен в книге, и который пришлось загуглить - почему милая и добрая Андреа, как отзываются о ней все, кто имеет честь быть с ней знакомыми, так ненавидит Жильбера, который, на первый взгляд, так благороден. Но об этом чуть позже.

    Забавно, Дюма излагает историю так, что Бийо и Питу, можно сказать, произвели французскую революцию собственными руками - брали Бастилию, провожали Людовика XVI в Париж, и даже приняли участие в штурме Версаля. Где-то там, на заднем плане, суетился Марат, Майяр помогал, чем мог, Лафайет тоже старался вовсю, но самое основное, конечно, было сделано руками наших героев. А то что они не попали в исторические хроники - досадная случайность, просто Марат и Майяр оказались проворнее)

    Сама революция показана в книге очень реалистично, на мой взгляд. Это не только "свобода, равенство и братство", но и смерть всем, кто подвернется под горячую руку народа - и неважно, кто это - комендант ненавистной Бастилии, экономящий на узниках в пользу собственной выгоды, или офицер охраны, который был добр и справедлив по отношению к заключенным. И нет ничего страшнее, чем попасть в руки озверевшей толпы, в которой человек теряет разум, становясь лишь орудием чужой воли.

    Наверно, именно потому, что "Анж Питу" - практически середина цикла, некоторые персонажи были раскрыты не полностью, например, Андреа. Но сам Анж Питу, Мария-Антуанетта, Жильбер - получились достаточно яркими.

    Мне было интересно, какой будет Мария-Антуанетта у Дюма - инфантильной дурочкой с фразой про пирожные, или, как у Цвейга - женщиной с трагической судьбой? Дюма выбрал третий путь и показал королеву как женщину мужественную и теоретически способную управлять страной, но не умеющую до конца предвидеть последствия своих решений. Признаюсь, королева мне в этом романе понравилась - у автора получилась живая женщина, правда, немного капризная, но бесстрашная. А в эпизоде,

    где Мария-Антуанетта, ничего не объясняя, задерживает отъезд короля в Париж на день, чтобы на следующий день вручить ему кольчугу, которую она успела заказать за этот день, королева окончательно покорила мое сердце.

    Не могу ничего не сказать про Жильбера, этого волка в овечьей шкуре. Все-таки забавно получается, когда читаешь книгу из середины цикла, не зная о предыдущих событиях. Сцена, где Жильбер и Андреа сталкиваются лицом к лицу выглядела для меня примерно так:

    Жильбер: Эта женщина потребовала посадить меня в Бастилию.
    Я: Какая жестокая женщина, фу такой быть!
    Король: В чем же вы провинились перед ней, господин Жильбер?
    Жильбер: Да, в чем я провинился перед вами, сударыня, да так, что вы пожелали бросить меня в эту ужасную тюрьму?
    Я: А действительно, в чем же он провинился? (Ухожу гуглить)
    Андреа (злобно): Я не знаю вас, сударь.
    Я (возвращаюсь с топором): К чему Бастилия, давайте ему лучше голову тупым топором отрубим.

    Ох и мерзкий тип, еще более мерзкий от того, что напускает на себя благочестивый вид. А эти его доводы, что с тех пор, как он изнасиловал Андреа (да еще и похитил потом ее ребенка), прошло уже много лет, и все эти годы он вел себя достойно, просто смешны. И почему она его до сих пор ненавидит? Пора уже понять и простить, он ведь раскаялся. Дальнейшее его поведение с Андреа и Марией-Антуанеттой только убедило меня, что этот Жильбер - редкостная тварь с честолюбивыми замашками. Не пойму, почему автор его преподносил в романе под благородным соусом. Возможно, ответ скрывается в предыдущих книгах, а может, и нет никакого объяснения этой странности.


    Как всегда у Дюма, второстепенные герои были не менее колоритными, например, жадная тетка Питу по имени Анжелика - хоть ей в книге уделено не так много времени, но персонаж получился очень забавный. Стоит упомянуть и старого солдата Клуиса и его бизнес-план, основанный на людском суеверии - глава романа, которая заставила меня улыбнуться.

    Что ж, "Анж Питу" мне понравился, и главное - вызвал читательский аппетит - очень хочется узнать, что там дальше было с Анжем и всеми остальными героями. Не менее интересно будет выяснить, что происходило до событий "Анжа Питу". Наверно, двинусь дальше в будущее, к "Графине де Шарни", а потом вернусь к первым двум романам.

    5
    1,1K