Рецензия на книгу
Анж Питу
Александр Дюма
LiseAlice11 октября 2017 г.17-летнего Анжа Питу выгнали из школы за слишком вольное обращение с латынью. Будучи сиротой, он отправился к тетке, у которой проживал до поступления в школу, но и тетка изгоняет несчастного Анжа из дома, узнав, что ее надежды на то, чтобы племянник в будущем стал аббатом, погребены под обилием ошибок, сделанных Анжем в латинских переводах. Бедняга Питу подался работать на ферму, где хозяином был фермер Бийо, отец красотки Катрин, в которую несостоявшийся аббат был влюблен вот уже год. Но судьба и здесь не пожелала оставить Питу в покое, и в результате стечения событий, Анж и его хозяин Бийо оказываются в Париже, где уже начала разворачиваться французская революция.
Когда начинала читать "Анжа Питу", я не знала, что это часть цикла из 4 книг, причем третья книга из четырех. Несмотря на это, книга оказалась вполне понятной и без предыстории. Единственный момент, который был мне непонятен в книге, и который пришлось загуглить - почему милая и добрая Андреа, как отзываются о ней все, кто имеет честь быть с ней знакомыми, так ненавидит Жильбера, который, на первый взгляд, так благороден. Но об этом чуть позже.
Забавно, Дюма излагает историю так, что Бийо и Питу, можно сказать, произвели французскую революцию собственными руками - брали Бастилию, провожали Людовика XVI в Париж, и даже приняли участие в штурме Версаля. Где-то там, на заднем плане, суетился Марат, Майяр помогал, чем мог, Лафайет тоже старался вовсю, но самое основное, конечно, было сделано руками наших героев. А то что они не попали в исторические хроники - досадная случайность, просто Марат и Майяр оказались проворнее)
Сама революция показана в книге очень реалистично, на мой взгляд. Это не только "свобода, равенство и братство", но и смерть всем, кто подвернется под горячую руку народа - и неважно, кто это - комендант ненавистной Бастилии, экономящий на узниках в пользу собственной выгоды, или офицер охраны, который был добр и справедлив по отношению к заключенным. И нет ничего страшнее, чем попасть в руки озверевшей толпы, в которой человек теряет разум, становясь лишь орудием чужой воли.
Наверно, именно потому, что "Анж Питу" - практически середина цикла, некоторые персонажи были раскрыты не полностью, например, Андреа. Но сам Анж Питу, Мария-Антуанетта, Жильбер - получились достаточно яркими.
Мне было интересно, какой будет Мария-Антуанетта у Дюма - инфантильной дурочкой с фразой про пирожные, или, как у Цвейга - женщиной с трагической судьбой? Дюма выбрал третий путь и показал королеву как женщину мужественную и теоретически способную управлять страной, но не умеющую до конца предвидеть последствия своих решений. Признаюсь, королева мне в этом романе понравилась - у автора получилась живая женщина, правда, немного капризная, но бесстрашная. А в эпизоде,
где Мария-Антуанетта, ничего не объясняя, задерживает отъезд короля в Париж на день, чтобы на следующий день вручить ему кольчугу, которую она успела заказать за этот день, королева окончательно покорила мое сердце.Не могу ничего не сказать про Жильбера, этого волка в овечьей шкуре. Все-таки забавно получается, когда читаешь книгу из середины цикла, не зная о предыдущих событиях. Сцена, где Жильбер и Андреа сталкиваются лицом к лицу выглядела для меня примерно так:
Жильбер: Эта женщина потребовала посадить меня в Бастилию.
Я: Какая жестокая женщина, фу такой быть!
Король: В чем же вы провинились перед ней, господин Жильбер?
Жильбер: Да, в чем я провинился перед вами, сударыня, да так, что вы пожелали бросить меня в эту ужасную тюрьму?
Я: А действительно, в чем же он провинился? (Ухожу гуглить)
Андреа (злобно): Я не знаю вас, сударь.
Я (возвращаюсь с топором): К чему Бастилия, давайте ему лучше голову тупым топором отрубим.Ох и мерзкий тип, еще более мерзкий от того, что напускает на себя благочестивый вид. А эти его доводы, что с тех пор, как он изнасиловал Андреа (да еще и похитил потом ее ребенка), прошло уже много лет, и все эти годы он вел себя достойно, просто смешны. И почему она его до сих пор ненавидит? Пора уже понять и простить, он ведь раскаялся. Дальнейшее его поведение с Андреа и Марией-Антуанеттой только убедило меня, что этот Жильбер - редкостная тварь с честолюбивыми замашками. Не пойму, почему автор его преподносил в романе под благородным соусом. Возможно, ответ скрывается в предыдущих книгах, а может, и нет никакого объяснения этой странности.
Как всегда у Дюма, второстепенные герои были не менее колоритными, например, жадная тетка Питу по имени Анжелика - хоть ей в книге уделено не так много времени, но персонаж получился очень забавный. Стоит упомянуть и старого солдата Клуиса и его бизнес-план, основанный на людском суеверии - глава романа, которая заставила меня улыбнуться.
Что ж, "Анж Питу" мне понравился, и главное - вызвал читательский аппетит - очень хочется узнать, что там дальше было с Анжем и всеми остальными героями. Не менее интересно будет выяснить, что происходило до событий "Анжа Питу". Наверно, двинусь дальше в будущее, к "Графине де Шарни", а потом вернусь к первым двум романам.
51,1K