Рецензия на книгу
Не хлебом единым
В. Дудинцев
Аноним10 октября 2017 г.Грядёт вековой юбилей Великой Октябрьской Социалистической революции, и "Долгая прогулка" не обошла это событие стороной. В последнем задании на выбор были "Окаянные дни" Бунина и роман неизвестного мне Дудинцева. О дневнике Бунина я была наслышана, в рецензиях начиталась цитат испуганного интеллигента, клянущего глуповатые рожи приволжских народов, резко проступившие в европейском Питере. От цитаты осталось только негативное впечатление, так что в путь к производству чугунных труб.
В 1956-м году роман Дудинцева пыталась запретить советская цензура. Всё закончилось сокращением тиража до минимума. Учитывая время написания, автор довольно осторожно высказался по животрепещущим политическим и экономическим проблемам. Даже можно так сказать, не осторожно, а довольно оптимистично. Комиссованный по ранению бывший рабочий автозавода Дмитрий Лопаткин работал школьным учителем физики в небольшом сибирском городке при заводе. Талантливый изобретатель сперва умозрительно создал машину для отливки труб, затем перенёс её чертёж на ватман. Весь роман инженер-самоучка проталкивал своё изобретение в массы, не раз доходил до министров соответствующих отраслей промышленности и в конце концов добился своей цели.
Дудинцев оптимистичен в том, что бюрократическая государственная махина не сожрала Лопаткина, как многих до него и после. Своеобразный хэппиэнд ещё дополнен опровержением тезиса о безвинно осуждённых. Отсидевший пару лет на Урале Лопаткин ограничивался о проведённом за колючей проволокой времени лишь длинными паузами и взглядами для понятливых. Не знаю, был ли автор знаком с темой, но её упоминание в те года уже было риском.
Пересказать роман сложно. Даже не знаю, получился бы фильм на его основе, были ли бы интересны широкому кругу зрителей дебаты учёных на собраниях или споры министров и их подчинённых в кабинетах.
Мысли скачут непоследовательно, но я подумала ещё вот о чём. Этот роман не только о сталинской эпохе, которую можно распознать только отменой карточек в 1947-м году, он ещё и о бумажной докомпьютерной эре. В черчении я полный ноль, но на уроках приходилось рисовать ддеревянные детальки. Если проект машины занимал 120 листов, да каждый ещё скопировать через кальку, да если где-нибудь поошибаться в вычерченных линиях и переделывать процентов так десять - сколько же это бумаги понадобится и кропотливого труда? Это не программа автокад, в которой можно всё рассчитать и исправить при случае... В общем, как рациональное предложение Лопаткина заменило целый цех завода, так и компьютеры со сканерами и принтерами заменили целые чертёжные институты. Только одно незаменимо - человеческое воображение, рождающее новые идеи.... Конечно, машина Лопаткина технической революции не сделала, но каждое изобретение двигает науку вперёд. Не знаю, может и сейчас также со скрипом среди учёных-теоретиков продвигаются новшества и патентами можно только любоваться на стенах кабинетов или квартир, знаю точно, что уплыть за бугор изобретатели могут значительно проще.
Вот так, бравурная риторика сошла на нет и скатилась до пессимизма настоящего. Финал романа аля "Лопаткин и три его женщины" обсуждать не хочется. Книга особых чувств не вызвала. Разве что меня вопрос интересует, почему колхозник дядя Петя с большой многодетной семьёй жил в домике за колючей проволокой. Что, на забор другого материала не нашлось, или я не понимаю чего-то?
Кроме сразу пришедшего на ум Солженицына с шаражками из "В круге первом" ещё вспомнилась дилогия Фриды Вигдоровой о Саше из Москвы, живущей в 30-40-е годы. Герои Дудинцева и Вигдоровой любят гулять по Москве, посещают театры и консерваторию и разбираются в классической музыке, понимают, какие чувства и мысли заложил композитор в произведение, и сами душевно отзываются на хорошее исполнение музыкантами. Вот чего не хватает нынешнему времени - отличия индивидуальной игры одного и того же произведения. Эра звукозаписи съела живое исполнение, хотя на видео можно найти любой концерт. Красиво описывать музыку тоже не разучились, так что это очередное моё ворчание.
Общий итог: затянуто и однообразно, послевоенную эпоху я не прочувствовала.
P.S. Опять сближения с реальностью в силе. Будучи недавно в гостях услышала выражение "дать буську" в смысле "чмокнуть", "поцеловать" или "носом ткнуться". (Последнее в случае, когда речь о собаке идёт). Через несколько дней, слушая книгу в поезде, наткнулась на фамилию неудачливого пожилого изобретателя Евгения Устиновича Бусько. Вот такие совпадения. Странные совпадения.
P.P.S. В романе как-то странно течёт время, прошло 7 лет, а оно будто стоит на месте. Сын Надежды Дроздовой Николаша как будто не развивается. По кратким встречам с ним героев непонятно, два года ему, пять или семь. В каком возрасте ребёнку надоест, когда мама час-полтора набегает на него с рычанием, изображая волка? Короче, странный малыш.
P.P.P.S. Длинный постскриптум, но мне лень снижать роману оценку. Роман вроде бы и производственный, но что представляет из себя машина Лопаткина, и сути производства я не поняла. Не наглядно описано, так сказать. Обыватель в моём лице не представляет процесс чугунного литья. Писателю не удалось разрекламировать мне металлургию так, чтобы пятки зачесались бежать на завод или как минимум что-нибудь творчески улучшить.7167