Рецензия на книгу
Не хлебом единым
В. Дудинцев
Аноним10 октября 2017 г.Прочитав "Белые одежды" этого писателя, я захотела прочитать у него ВСЕ! К моему сожалению, немножко поподробнее разобравшись в вопросе, я увидела, что у него всего два романа, не разгуляешься. С одной стороны, это было немного обидно. Ведь писал же тот же Хейли замечательные производственные романы, и не по одной штуке. С другой, не говоря уж про сложности издания, но и сами романы у автора явно выходили из сердца, с болью и кровью сочились из него. Казалось, что каждый из них он выстрадал, пережил сам. Этого, конечно, не могло быть, но понимаешь, что детище рождалось в муках и труде, что работа над романом не была приятным послеобеденных отдыхом.
Оба романа написаны на одну и ту же тему, об ученом-изобретателе, который вынужден не только заставлять законы природы работать на человека, но еще и сражаться с этими же самыми людьми, рассевшимися в кожаных креслах, обюрократившимися, пронырнувшими во власть и не хотевшими уступать кому-то дорогу. Оба романа написаны о Сталинских временах, хотя в "Хлебе" это практически остается за кадром, лишь мельком, намеками идет какое-то упоминание. В обоих романах первооткрывателю грозит тюрьма, лагерь, крупный срок, если не расстрел по политическим мотивам, но оба раза ему "везет" до необычайности. Этим романы отличаются от большинства диссидентских произведений о том времени. А для читателя они легче своей концовкой, герою дается шанс на воплощение своих мечтаний, шанс, которого многие реальные люди были лишены.
В плане любовной линии книги тоже похожи, все ж таки некоторые повторения у автора проскакивают. Своею целеустремленностью, энергией, напором он тоже пленяет сердца женщин, не всех, но именно стоящих. Он не стремится ухаживать, у него нет на это времени, но зато выбравшая его женщина остается рядом навсегда, становится опорой, помощницей, спасительницей результатов работ. Оба раза на горизонте появляются и совсем молоденькие девушки, они трогают ГГ своей юностью и прелестью, но оба раза он не решается на них положиться, хотя и из-за разных обстоятельств.
Вообщем, любовь - здесь тема второго плана, на первом всегда стоит идея и самоотдача, главный герой в начале книги всегда еще молод, но не юн, уже мужчина. Поначалу он может попадать в ловушки из-за собственной неопытности, но тип розового идеалиста совсем не то, что стремится нам представить автор, поэтому его герой быстро начинает делать правильные выводы, учится хитрить, изворачиваться, но не ради личных благ, а ради дела. Впрочем, в книге он, скорее, не хитрил, а шел напролом, били и бил, то в одну точку, то в разные, ища ту точку напряжения, от удара в которую рассыпется прочное стекло, отделяющее имеющих власть и признанных ученых от энтузиастов науки, без систематических знаний, без полезных связей, но с идеями и талантами. А противники его имеют разные цели. Есть профессор Авдиев, его задача остаться корифеем и не пропустить наверх того, кто может его сместить. Есть Максютенко и Урюпин, их задача украсть идею, и за ее счет получить продвижение, разумеется, поклонившись и признав Авдиева. Есть Шутиков, министр, этот и вовсе не разбирается, у кого труба лучше получится. Ему надо отрапортовать, что он, предвосхитив требования правительства, сам догадался и ввел улучшения в некоторой области, таким образом сэкономив ряд средств, сумм и пр. Он бы и поддержал этого неизвестного выскочку, но ведь страшно, одно дело дать деньги для проектирования признанному ученому, тут можно разделить ответственность в случае неудачи, совсем другое действовать на свой страх и риск, пригреть совсем неизвестное имя. Есть и Дроздов, и вовсе непростая фигура. Вышел он из простых, образования ему явно не хватает. Но устраиваться удобно он научился, как обращаться с начальством следует, знает. Хотя и он позволял себе широкие жесты, неожиданную помощь, и он старался навести порядок на местах. Но постепенно затягиваясь в воронку, возносясь наверх, все больше и больше начинал оглядываться, отрезать лишние концы. Что до его личного мотива, да не из-за него он действовал, напротив, побаивался огонь разжигать. Смех смехом, а и сам мог загреметь с верхов очень быстро, приобрети эта история известность. Любовную линию в романе мне вообще не хочется обсуждать, ненатуральная у автора вышла эта героиня, и поведение ее, право же, не пример для подражания. Старуху-свекровь она не любила. А с кем бы был ее маленький сын, пока она ночевала у другого? Мужа презирала, но при этом не забрала ребенка, не ушла с уютной московской квартиры в никуда, в общежитие ютиться на свою учительскую зарплату. А это письмо подруге: да, да, я тоже влюбилась в того же мужчину, что и ты, я знаю, ты меня поймешь. Может, автор и знает мужскую природу, потому как ГГ упорно обращает внимание на некрасивый лоб, а не на то, что женщина ему драгоценный ватман раздобывает, и влюблен в юную девушку, которая требует прочного определенного положения. Но женскую он точно не знает.12604