Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ярмарка тщеславия

Уильям Теккерей

  • Аватар пользователя
    Аноним5 октября 2017 г.

    Это вообще нормально, что мне понравилась вертихвостка Ребекка Шарп и страшно взбесила кроткая Эмилия?

    Знакомство с одним из самых известных романов XIX века мне повезло начать с чистого листа - о Теккерее я знала положенный минимум образованного человека, о его героях - и того меньше. Соответственно, ожиданий практически не было, хотя от некоторых разочарований это всё равно не уберегло. Но пожалуй, это скорее вопрос ко мне, чем к Теккерею. Больше надо читать классику, деточка. Тогда и многословие перестанет раздражать, и разглагольствования вдали от основной темы не покажутся ненужными, и мелкие детали обретут смысл. Да, так писали и нам с такой манерой остаётся только мириться. А иначе к классике вообще нет смысла приближаться.

    Рассуждать о романе можно бесконечно долго (я представляю, сколько по нему защищено диссертаций по всему миру) - благо, страницы плотно заполнены всевозможными рождениями и смертями, расставаниями и примирениями, званых обедов и вовсе не счесть, а уж сколько выведено ярких типажей дельцов и аристократов, авантюристов и религиозных деятелей, бойких служанок и бравых офицеров... Всё верно - это и в самом деле "роман без героя". Ребекка и Эмилия условно находятся в центре внимания, но не менее подробно освещаются события жизни их семей, родственников, друзей. В разнообразии роману уж точно не откажешь, как и в социальной проблематике с поправкой на власть имущий класс. Теккерея слабо волнуют проблемы черни или даже мелких лавочников, его герои состоятельнее и проблемы у них сложнее - как пролезть с деньгами в высший свет? как пролезть в высший свет без денег и связей? где взять деньги, чтобы в высшем свете закрепиться? и что делать, если не повезло из него вывалиться? На первый взгляд, кажется немного смешным и надуманным, но сколько людей и сегодня мечтают "из грязи в князи" или покупают последний айфон, снимая квартиру?.. Вот, за что я не перестаю любить классику, хотя порой могу брюзжать по поводу формы - эти проблемы в общем и целом актуальны всегда, эти типажи и сегодня заполняют пафосные рестораны. Разве что к происхождению благодаря Октябрьской революции мы стали намного равнодушнее, так что сегодня Бекки Шарп воистину смогла бы развернуться.

    Мне нравится Ребекка. Мне всегда нравились умные люди вне зависимости от пола. Помимо этого в Ребекке есть ещё, по меньшей мере, две замечательные и не такие уж часто встречающиеся черты характера - это жизнерадостность и смелость. Она не падает духом в трудные минуты и поистине наслаждается жизнью в периоды взлётов, а если и прикладывает платочек к глазам, то лишь играя на публику. Она способна действовать и нести ответственность за совершённые поступки. Бекки - игрок по жизни. Она сама куёт свою судьбу и только волею случая оказывается в какой-то момент у разбитого корыта. При этом она добродушна, никому не желает зла (а кое-где творит добро) и максимум втыкает словесные иголки в отдельных собеседников. Показательно, что Теккерей не слишком осуждает Ребекку, стыдливо отводит взгляд в некоторых вопросах, представляя решать читателю, насколько глубока степень её падения, и лишь одно однозначно ставит в вину - равнодушие к сыну. Но это качество искусственное и введено в ход для более симметричного противопоставления Ребекка/Эмилия, ибо последняя дама является тем же, только со знаком плюс (или минус - в зависимости от ваших пристрастий). Эмилия - не что иное, как милая, добросердечная и совершенно пустоголовая дурочка, за которую кто-то выбирает "платья, книги, шляпки и мысли". Она способна только любить, точнее симбиотически привязываться к окружающим, которыми её одаривает судьба. Она плывёт по течению, совершенно не способна на поступки и прячется за маской благопристойной добропорядочности, хотя в душе не меньшая эгоистка, чем Бекки. Мне не нравится Эмилия. И я безумно счастлива, что современное общество больше не навязывает такой женский идеал. В романе Теккерея никто не идеален, даже кроткую Эмилию автор высмеивает, доводя до крайности её эмоциональность или близорукую и однобокую любовь к близким. В какой-то степени на роль идеала могла бы претендовать леди Джейн, обладающая всеми положенными жене, дочери и матери достоинствами, но проявляющая твёрдость в отдельные моменты, но роль Джейн в этой трагикомедии жизни слишком мелка. Мужские персонажи тоже достаточно интересны и разнообразны (и не без противопоставления), но меня они заинтересовали на порядок меньше - в конце концов, мужчины всегда делали то, что хотели. Что в XIX веке, что сегодня. Пожалуй, особо могу отметить лишь эволюцию образа Родона Кроули - интересно, небанально, где-то даже неожиданно. Хотя вообще на героев Теккерея грех жаловаться - они могут раздражать, смешить, вызывать непонимание, но они изумительны. Что старый греховодник-баронет, что капризная старуха, что не чурающаяся бриллиантов хозяйки горничная-француженка. На ярмарке тщеславия всем найдётся место. И нам с вами тоже.

    29
    933