Рецензия на книгу
Иуда Искариот. Повести и рассказы
Леонид Андреев
Аноним2 октября 2017 г.Прежде всего стоит признаться, что уже давно мне не попадалось книги, которая заставила бы меня столько всего обдумать и прочувствовать. Регулярное чтение русской классики словно холодный душ по утрам - закаляет сердце и шкуру. На меня же, ленивого читателя всего, что под руку попадётся, рухнул десятитонный метафорический сугроб, и мне это понравилось.
Что вообще можно сказать о сборнике рассказов? Здесь есть невыносимо грустные, жутко правдивые, болезненно красивые, поэтичные, мистические, непонятные - и один почти смешной (на фоне остальных просто уморительный) - рассказы. Есть совсем короткие произведения, есть повести по-длиннее. Есть современные автору ситуации, а есть исторические и даже, так сказать, вневременные. Плохих нет.
Конечно, наиболее сильное впечатление (не могу сказать "запомнились", потому что запомнилось всё и надолго) оставили мрачные вещи, вроде "Красного смеха" и "Бездны". Такие, после которых вообще сложно снова взять книгу и начать читать. Я ведь не впечатлительный человек и не боюсь печатного слова и выдуманных чудовищ. Однако, Леонид Андреев в этом сборнике показал мне целое множество чудовищ реальных, о существовании которых мы и не подозреваем, пока не найдём свою бездну.
Казалось бы, кто только не писал о дне человеческой души. И все эти страшилки не стоили бы внимания, если бы не были так замечательно написаны. Великолепно написаны! Я начинала выписывать цитаты, но вскоре поняла, что придётся переписать почти весь сборник, и дальше просто зависала и восхищалась, наткнувшись на удивительно точное слово, какую-нибудь лаконичную неброскую фразу, вмещающую море смысла. Не стану пытаться объять необъятное и приводить примеры.
Хочется ещё отметить несомненный талант автора в описании антигероев. Особенно это видно в "Иуде Искариоте" и "Мысли". Из комментариев ясно, что Андреев не интересовался психологией (хотя сразу в нескольких рассказах действие происходит в психиатрической лечебнице), но у него блестяще получается выразить дух и образ мыслей асоциального человека, персонажа не вовсе аморального, а с какой-то своей альтернативной моралью.
342