Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Древо Иуды

Арчибальд Кронин

  • Аватар пользователя
    Аноним1 октября 2017 г.

    Камо грядеши?

    Тайная история уже научила меня, что самое страшное наказание выносит не закон, а собственная совесть, а Кронин поставил свой тонкий изысканный росчерк подписи под этим.



    Мы живем в ужасное время, Дэвид, медленно приближаясь к саморазрушению, моральному и физическому. Если заглянуть поглубже, мы все охвачены страхом.

    Все начинается в Швейцарии, красивая вилла, горный воздух, антикварная мебель, породистый фарфор и дорогое вино, немецкий говор, смешанный с французским, между ними - английский нараспев, и даже нашлось место для русской княгини. Только вот газовые камеры, революции и Великая депрессия вовсе не впереди, они давно позади, но в этом местечке, казалось, время остановилось, и аристократия сплетничает о тех, кого с ними нет, фальшиво смеется, невольно поглядывая в зеркало, удостовериваясь, что выглядят подобающе ситуации, и среди них - Дэвид Мори, непрактикующий врач, сотрудник семейного фармацевтического предприятия, заработавший состояние на пилюлях от головной боли, вдовец и исключительный сноб, зацикленный, подобно Американскому психопату , на всем, что может так или иначе подчеркнуть его высокое положение. Звон бокалов перемежается с разговорами, и все до прекрасия лицемерно - ровно так, как должно, пока семейная чета за столом не начинает делиться впечатлениями о поездке в Шотландию... И тут Дэвиду Мори становится откровенно нехорошо.
    Кронин возвращает нас в Шотландию, в каморку в больнице, где молодой Мори грызет гранит медицинской науки, завораживая своим невероятным даром бессознательно манипулировать всем живым, что попадается на его пути, профессоров, прочащих ему если не грандиозное будущее, то хотя бы неплохую практику. И вся история начинается, когда его друг попадает в больницу, а Мори едет покататься на его мотоцикле, и попадает в небольшую аварию, которая становится причиной знакомства с юной Мэри, дочерью местного пекаря и невесты сына секретаря городского совета, который мнит себя едва ли не центральной фигурой в любом месте, где бы он ни оказался. И далее история постепенно закручивается...

    Мори редко кому нравится. Сложно испытывать что-то сродни симпатии дважды предателю, дважды лгуну. Но больше всего сложно испытывать симпатию, когда смотришь на дважды предателя, дважды лгуна - и это зеркало, пусть кривое, увеличивающее, уродующее, но все же зеркало.
    Кто из нас хоть раз не был Дэвидом Мори? Кто хоть раз не сомневался между выгодой для себя и для ближнего? Кто хоть раз не выбрал бы выгоду для себя? Кто из нас, делая этот выбор, хотя бы раз не находил оправданий для того, чтобы успокоить собственную совесть?
    Почему я злюсь на Дэвида Мори? Может, потому что перед нашими глазами была милая добрая Мэри, ласковая, непорочная, готовая к свадьбе с тщеславным и трусливым, но хотя бы не предателем, и эта Мэри, павшая перед чарами манипулятора и льстеца, потеряла самое важное - самоуважение? Еще более злит - то, что она продолжала его любить, хранила много лет после цветы, хотя Мори, сделавший предложение, даже не поставил ее в известность, что забирает его назад. Это злит? Безусловно. Хотя Мэри, до того чистая и светлая, во всем без изъяна, особенной симпатии тоже не вызывает - не верится в нее, не выходит ей посочувствовать, потому что в чем - то - абсолютно картонная, как бывают картонными только исключительно хорошие или исключительно злодеи. Но, подозреваю, в основе злости лежит невозможность видеть свои недостатки в других - когда они так гипертрофированы, выставлены напоказ, в центре сцены, показаны со всех сторон, но это все они - человеческие недостатки, которые в каждом из нас присутствуют, с которыми каждый из нас в себе столкнулся в той или иной степени: кто-то, делая выбор, зациклился на своем благополучии и выбрал себя, кто-то просто сомневался, но, уверена, нет человека, который бы на месте Мори не был бы в смятении, решая, вернуться ли в Шотландию и всю жизнь работать в небольшой больнице, где никто никогда не узнает тебе цены, пусть даже с юной женой, которая едва ли только в рот не смотрит, или одним "да" выбрать Америку, большой финансовый рынок, возможности, имя - особенно, когда всего этого был лишен, и сейчас буквально ослеплен блеском перспектив. История Мэри и Дэвида Мори - это гипертрофированное отражение эгоизма, которое есть в каждом человеке. А не секрет, что мы не выносим людей с такими же недостатками, как у нас.
    Впрочем, Дэвид Мори получает второй шанс. С той же семьей. Только уже не с Мэри, а с ее юной дочерью, и, движимый порывом все исправить и вернуть себе спокойный сон без угрызений совести, он едет в Шотландию в поисках, где бы причинить кому-то доброту. Второй круг удивительно похож на первый. Слабодушный Мори снова выбирает размеренность и уверенность в завтрашнем дне, но на этот раз становится героем настоящей трагедии, приглашая на обед в дом саму старушку-смерть, которая собирается навещать воспоминаниями его совесть до конца жизни. Впрочем, делает она это очень недолго.

    Что на выходе? А на выходе слабый человек, который настолько искренне верит в то, что делает, что на него самого злиться очень сложно, поскольку он совершенно искренен в каждом своем порывистом поступке - этим он и страшен. Ни одного продуманного решения, ни одной попытки оценить возможности и желания, если любовь - то точно на всю жизнь, и никаких вариантов, если бросать - то все, не просчитывая ходы, если выбирать - то только одно, разрывая все оставшиеся связи. И так во всем. Верить каждому своему порыву, наступая на одни и те же грабли. И с той же горячностью верить себе, когда каждый раз приходится оправдывать собственные поступки и гнать кошмары из снов.
    Только вот совесть не закон, ее не обойти, для совести нет лазеек или адвокатов, там нельзя собрать суд присяжных или сбежать в другую страну, сменив имя. Совесть - это наш электрический стул, и он либо бьет с небольшой силой всякий раз, когда перед сном проваливаешься в это человеческое чистилище - местечко со всеми неудавшимися разговорами и глупыми поступками из прошлого, или бьет однажды - так, как случилось с Мори.
    Иудино дерево - удивительная вещь. На голом стволе появляются яркие цветы, намного раньше листьев.
    Мори - это иудино дерево. Нагой ствол, уродливо закрученный и лишенный возможности скрыть свое уродство, вдруг окропился ярким цветом крови.

    15
    147