Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Вверх по лестнице, ведущей вниз

Бел Кауфман

  • Аватар пользователя
    Jenna_A30 сентября 2017 г.

    "Пусть это вдохновит вас на подвиг!"

    Бел Кауфман - американская писательница, десятки лет проработавшая в системе образования. А еще она просто красивая женщина, прожившая очень долгую и достойную жизнь - 103 года. Роман о школе основан во многом на ее личном опыте.

    Хорошенькая молодая девушка Сильвия Баррет поступает на работу учителем английского языка и литературы в общеобразовательную американскую школу. Она буквально только что выпорхнула из университетского гнезда, полная иллюзий и рвения прививать детям любовь к поэзии Чосера. В первый же рабочий день мечты хрупкой мисс Баррет проходят испытания реалиями школьного образования - переполненный учениками класс больше напоминает зоопарк, для обучения нет абсолютно никаких условий, а шквал бессмысленной канцелярщины попросту не оставляет ни единого шанса приступить наконец к своим непосредственным обязанностям.

    Наивно-возвышенные устремления Сильвии ежедневно отрезвляются наплевательским отношением и откровенным хамством ее учеников. Поначалу кажется, что это чистой воды выдумка, - ну не могут школьники вести себя настолько развязно и вызывающе! У нас такое можно было бы встретить разве что в колонии для несовершеннолетних преступников. И тут же одергиваешь себя - эта американская школа имени Калвина Кулиджа расположена где-нибудь в Гарлеме или Бронксе, где большинство подростков происходит из социально-неблагополучных семей, и получение образования - это зачастую последнее, что их волнует. Попробуй разобрать с такими учениками трагедию Шекспира, когда кому-то из них нужно вкалывать до ночи, чтобы семья держалась на плаву, кого-то поколачивают родители, у кого-то элементарно нет дома свободного угла для выполнения домашних заданий. Они протестуют, своим поведением ежедневно испытывают новенькую учительницу, как испытывали всех ее предшественниц и будут испытывать всех ее последовательниц.

    Автор показывает, насколько по-разному учителя относятся к своей работе. Кто-то воспринимает учительство как просветительскую миссию, кто-то отбывает рабочее время "для галочки" в мыслях о чем-то более перспективном, кто-то пытается стать для учеников "своим в доску" и выглядит при этом нелепо. Что же мисс Баррет? Несмотря на свою внешнюю хрупкость она принимает вызов и, оправившись от первого шока, пробует найти подход к своему "особо отстающему" классу. Оказывается, трудному подростку не нужен учитель-надзиратель, равно как и не нужен учитель-кореш, а нужен пример - человек, который без прямых назиданий и морализаторства личным примером покажет, к чему можно стремиться. Искренняя любовь к своему предмету и энтузиазм - лишь эти два компонента могут "заразить" ученика интересом к тем или иным знаниям.


    Послушание и молчание - вот что у нас особенно ценится. А вот энтузиазм не вызывает энтузиазма.

    Роман построен на контрастах. Нарочито пафосные и абсолютно пустые речи директора о школе как о первейшем оплоте демократии и первой жизненной ступеньке на пути к американской мечте никак не соотносятся с полуразвалившимся "сараем", кишащим малолетними хулиганами. Административный персонал маниакально озабочен поддержанием дисциплины и четкой организацией школьного документооборота и совершенно слеп к элементарной технической неоснащенности школы. Какая, к черту, разница, на сколько сантиметров открывать окно в классе, если оно разбито?! И как запирать ящик учительского стола, если его нет в принципе? И не смейте оправдывать нарушение дисциплины отсутствием чего-то - ящик положено запирать независимо от того, существует он или нет! =)


    У нас есть ключи, но нет замков (кроме как в уборных), есть доски, но нет мела, есть ученики, но нет мест, есть учителя, но нет времени учить.

    Один из первых своих уроков мисс Баррет посвящает теме выбора. Действительно, оказавшись на развилке, что бы мы ни выбрали, всегда остается призрачное сомнение насчет не выбранного пути - а вдруг там было бы лучше? На протяжении всего романа Сильвия невольно сравнивает ад, в котором она оказалась, с альтернативным вариантом - работой в престижном колледже с талантливыми учениками. С одной стороны, так хочется просто заниматься своим делом, а не бодаться со всей этой цирковой бюрократией в кошмарных условиях. А с другой, много ли ты изменишь к лучшему в жизни умного, воспитанного, ни в чем не нуждающегося ученика, поговорив с ним о Чосере, в то время как кому-то другому твое внимание может оказаться жизненно необходимым.


    Любое решение... оставляет чувство сожаления.

    Ученики Сильвии тоже стоят перед судьбоносным выбором - закончить школу и получить аттестат или уйти, чтобы поскорей начать работать. По умолчанию их социальная лестница ведет вниз, но среди них есть и те, кто все же имеет шанс подниматься вверх вопреки всему, и среднее образование им в этом помогло бы.

    Дополнительную "изюминку" романа составляет необычная форма повествования. Это не просто роман в письмах - это роман в письмах, формальных документах, записках и даже рисунках. Да, конечно, подобного рода переписка между учителями - порой весьма личного характера и при этом передаваемая через учеников, создает ощущение недостоверности, но мне нравится, что автор выбрала такой прием, - все многочисленные персонажи говорят с читателем от первого лица, и от этого повествование становится более искренним и доверительным.

    На редкость замечательная книга - немного нелепая, немного сумбурная, немного страшная, немного грустная, но очень смешная и очень душевная. И в аду может быть не так страшно, если у тебя есть целеустремленность и чувство юмора!

    7
    55