Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Fahrenheit 451

Ray Bradbury

  • Аватар пользователя
    Аноним30 сентября 2017 г.

    Невосторженный отзыв

    Мне не понравилась эта книга. Напишу почему, чтобы немного разбавить восторженные отзывы. Я давно хотела прочитать эту книгу, она постоянно попадалась мне на глаза. Ее цитируют, упоминают, ссылаются на нее, проводят аналогии. Must read! Как минимум, чтобы понимать из-за чего весь сыр-бор. Но я постоянно откладывала ее в сторону, потому что описание казалось мне каким-то скучным. Они сжигают книги, книги горят при температуре 451 градус по Фаренгейту, что-то там будет такое философское, и главный герой в конце книги обязательно должен прозреть и открыть для себя правду жизни. Примерно так я трактовала описание, которое с одной стороны было пафосным, а с другой - в нем не было чего-то такого, что могло бы "зацепить". Собственно, эти мои ожидания оправдались.

    Еще когда я читала "Вино из одуванчиков", меня оттолкнуло сочетание наивного, восторженного тона с мрачными обстоятельствами. Такое солнечное, по-детски искреннее ощущение радости жизни, при этом в городе маньяк, он посадит тебя на крючок... Об этом авторе часто говорят, что в его книгах соседствуют радость жизни и мрачность смерти. Наверное это дело вкуса, но меня такой контраст сбивает с толку, я люблю цельную атмосферу, которая настраивает на определенную волну.

    В "451 градус по Фаренгейту" присутствует та же наивность, тот же стиль. Книга начинается с того, что главный герой - пожарник, всю жизнь сжигавший книги и получавший от этого удовольствие - встречает милую городскую дурочку, которая меняет его жизнь своей дурашливой болтовней. Конечно, учитель приходит тогда, когда ученик готов, и мы в последствии узнаем, что пожарник уже давно тайком собирает у себя книги, значит он и сам уже о чем-то задумывался. Но вот хоть убейте, а мне эта завязка показалась ужасно неправдоподобной.

    В одном своем интервью Миядзаки сказал, что он в самом начале всегда знает, как должны в конце истории измениться его герои, ему только нужно привести их к этой концовке так, чтобы зритель поверил (цитата не точная). Так вот, в "451 градус" мне именно чего-то не хватило, чтобы поверить во все перемены которые происходили с главным героем. Скорее всего из-за того самого наивного тона, тоталитарное общество у Брэдбери получилось какое-то недостаточно тоталитарное. Мне понравилась идея о людях живых книгах, но концовка... она милая, но... никакая.

    Теперь я хочу написать о том, что в этой книге мне все-таки понравилось. Когда книга была написана не было еще фильма "Матрица". Я помню, когда этот фильм вышел, для многих это стало откровением. Теперь проведем аналогию: есть система, которая направлена на то, чтобы мешать людям задумываться, чтобы люди жили в иллюзии, в спящем состоянии - Матрица, буквально погрузившая все человечество в сон или тоталитарное общество, сжигающее книги (источник задумчивости). Есть главный герой, который всегда подозревал, что с этим миром что-то не так - Нео или Монтэг. В нужный момент главный герой встречает "учителя", который способствует его прозрению - загадочный Морфей или юродивая Кларисса. Добавим харизматичного злодея на страже системы, который стоит на пути у главного героя и заставляет его сомневаться - змей-искуситель агент Смит или начитанный книжный инквизитор Битти. А дальше происходит магия сюжета - правдоподобное развитие, напряженная кульминация и развязка, которая расставит все на свои места. То, о чем говорил Миядзаки, то, с чем у Брэдбери не очень, как по мне, а в Матрице - все хорошо (благодаря спецэффектам, перестрелкам и Киану).

    Я не хочу сказать, что идею (и сюжет) "мы все живем в иллюзии" первым придумал Брэдбери. Как по мне так это очень древний и распространенный сюжет (вспомните историю Будды), который в разные времена по-разному перерабатывается и переосмысливается. В свое время "451 градус" был сенсацией, он остается ею и сейчас, я думаю, в силу того, что там затронута тема гаджетов, которые заменяют современным людям живое общение (машины нас поработили), и тема снижения уровня образования (которая всегда так мила начитанным эгам), а еще любители книг любят книги о книгах (что само по себе замануха;)).

    Чтобы подытожить мои впечатления: в книге "451 градус по Фаренгейту" есть прекрасная идея, которая не теряет своей актуальности; подача этой идеи мне, как современному читателю, кажется "пресноватой"; Брэдбери обладает своим хорошо узнаваемым стилем - ярким, образным, восторженным, но в то же время такой тон повествования на любителя. Огромным плюсом этой книги является то, что автор не опускается до разъяснений и выводов, все это остается на совести читателя.

    Я ставлю себе галочку за прочтение этой книги, благо она не очень большая, но боюсь я не много бы потеряла, если бы ее не прочитала.

    3
    125