Рецензия на книгу
Драма одаренного ребенка и поиск собственного "Я"
Алис Миллер
Аноним29 сентября 2017 г.Долгая дорога к себе
Книга «Драма одарённого ребёнка и поиск собственного Я» адресована всем детям и всем родителям, так как все люди без исключения от рождения одарены множеством талантов, среди которых один из самых важных - способность испытывать и проявлять свои чувства. Центральной темой книги является драматическая история потери человеком собственного мира чувств, что неизбежно приводит к утрате истинного Я (иначе говоря – души) и трагическому самоотчуждению. «Худшая из опасностей – потеря своего Я – может пройти у нас совершенно незамеченной, как если бы ничего не случилось» (Кьеркегор). Нередко можно услышать, что самое лучшее в человеке наиболее уязвимо. В этом суждении есть истина, которая и рождает соблазн бегства от себя, от лучшего в себе, чтобы стать непроницаемей и защищённей. Как известно, неврозы и психические расстройства зачастую порождаются не событиями реальной жизни, а как раз и являются проявлением синдрома подавления чувств и вытеснения их в бессознательное. Но автор не лишает нас надежды на возвращение утраченной внутренней целостности. И жертвы пережитых в детстве душевных травм могут вернуть себе способность к эмоциональным переживаниям. Без готовности воспринять эмоциональные импульсы другого человека невозможно установить с ним настоящий близкий контакт, который крайне необходим для создания в семье атмосферы взаимопонимания и любви. Возможность свободно и осознанно переживать чувства, делиться ими с другими даёт шанс сохранить своё истинное Я. Отсутствие запрета на проявление чувств означает возможность подлинного общения и устраняет препятствия на пути развития личности и постижения истины о себе самом.
Эмоциональная сфера человека является основой его душевного равновесия. А её формирование зависит от реакции родителей на потребности и ощущения ребёнка, которые он выражает уже в первые дни жизни. «Дети святы и чисты… Нельзя делать их игрушкою своего настроения…» (А.П.Чехов). Взрослый человек способен на искреннее проявление чувств, только если раньше родители относились к нему с пониманием и уважением. А отсутствие в детстве эмоционального контакта с самым близким человеком приводит к отчаянию и ощущению полной безнадёжности. К сожалению, “укрощение” чувств и эмоций ребёнка соответствует желанию родителей иметь послушных и удобных детей, не создающих им никаких проблем. Ребёнок фактически становится объектом для неосознанного вымещения близкими людьми своих проблем и комплексов. Самая большая жестокость проявляется, когда ему запрещают выражать гнев или боль под страхом потери родительской любви. Ведь ребёнок, в отличие от взрослых, крайне нуждается в безусловной любви. Поэтому он вынужден приспосабливаться, чтобы сохранить хотя бы иллюзию того, что его любят. И уже в первые годы жизни гнев вытесняется в подсознание. В результате ребёнок утрачивает значительную часть истинного Я, теряет частицу своей души. «Приспособляясь, люди хотят сохранить себя и в то же время теряют себя» (М.Пришвин).
Без эмоций у людей не может быть нормальной жизни. Если стремиться прятать даже от себя негативные чувства (гнев, разочарование), то впоследствии они могут быть перенаправлены на других людей или проявиться в виде тревоги, раздражительности, головной боли, то есть целого спектра физических и эмоциональных недомоганий, которые занимают место открытого выражения чувств. Неспособность прямо и непосредственно переживать эмоции подрывает душевное здоровье и благополучие. В результате подавления чувств формируется ложное Я, возникает внутренняя пустота и самоотчуждение. В книге подробно рассматриваются две крайние формы самоотчуждения – депрессия и стремление к величию. И чётко прослеживается тесная взаимосвязь между этими двумя сторонами одной медали под названием “мнимое Я”. Человеком расходуется немыслимое количество энергии, чтобы защитить иллюзорный образ себя и свои зоны комфорта, пытаясь оградиться от болезненной реальности. «Большая часть нашей энергии уходит на поддержание чувства собственной важности… Если бы нам удалось хоть отчасти избавиться от этого чувства, произошли бы две удивительные вещи. Во-первых, мы бы высвободили энергию, расходуемую на поддержание иллюзии собственного величия; и во-вторых – у нас появилось бы достаточно энергии, чтобы хоть краем глаза узреть истинное величие Вселенной» (К.Кастанеда).«Можем ли мы полностью избавиться от иллюзий? Наша жизнь полна ими, наверное, потому, что правда кажется нам невыносимой. Однако человек не может жить без правды…» (А.Миллер). Пробуждение воспоминаний о детских ощущениях и их глубокое осознание способствуют внутреннему освобождению человека. Нам необходимо найти доступ в собственный внутренний мир и дать выход эмоциям, скрытым в сфере бессознательного. Чем свободнее мы выражаем свои чувства, тем сильнее наша личность. Как только мы обретаем полную эмоциональную свободу, иллюзии уступают место живительной правде. «На самом деле мы пытаемся найти способ выпустить на волю правду, заключённую в каждом из нас… В то мгновение, когда извергается правда, подсознание превращается из корзины для мусора в ангела, пишущего в золотой книге. Значит, смотрите в себя. Задумайтесь обо всём, чем кормили себя за прошедшие годы. Это был пир горой или полуголодная диета?» (Р.Брэдбери). Взрослый уже вполне способен трезво взглянуть на себя и увидеть истинную подоплёку многих своих поступков. Анализ событий прошлого и глубокое осознание правды своей жизни дают нам возможность хотя бы в зрелом возрасте восстановить утраченную внутреннюю целостность и способность проявлять эмоции. «В поисках за правдой люди делают два шага вперёд, шаг назад. Страдания, ошибки и скука жизни бросают их назад, но жажда правды и упрямая воля гонят вперёд и вперёд. И кто знает? Быть может, доплывут до настоящей правды…» (А.П.Чехов).
«Мы далеко не всегда так виновны, как нам кажется, и далеко не так невинны, как хотели бы» (А.Миллер). Некоторые люди внутренне не готовы увидеть свои проблемы, и им нужен виноватый. Можно, конечно, во многом обвинять родителей, но, повзрослев, мы уже сами становимся полноценными соавторами своей судьбы. И тогда очень важно перейти из позиции жертвы в позицию творца, взяв на себя ответственность за собственную жизнь. Ведь вопрос не только в том, есть ли у человека проблемы, а и в том, научился он с ними работать или нет, и размазывает ли он свою психическую несбалансированность по окружающим. Более того, мы ответственны не только за наши осознанные мысли и благие намерения, но также и за неосознанные. «Против бессознательного бессильны любые громкие заявления и запреты. Только эмоциональное восприятие и самопознание позволят ощутить и осознать чувства, которые испытывал ребёнок» (А.Миллер). Автор помогает нам осознать наличие психологических проблем, чтобы при необходимости прибегнуть к помощи психотерапии для их решения. Освобождение от них возможно только при их полной осознанности и проговорённости. Ведь только видимое можно исцелить, но то, чего мы не увидели, так и останется неизменным. «Разумеется, человек беспомощен в битве с врагом, который не просто невидим, но и, как ему кажется, даже не существует» (К.Хорни). По мнению А.Миллер, основная цель психотерапии - помочь человеку эмоционально воспринять свою жизненную историю и осмыслить её, чтобы обрести новые жизненные силы. А люди, сумевшие по-новому взглянуть на своё прошлое, научившиеся понимать свои чувства и находить их подлинные причины, больше не испытывают навязчивого желания срывать гнев на ни в чём не повинном окружении с неосознаваемой целью избавить от упрёков истинных виновников.
Хоть сейчас и немало литературы подобного рода, каждая новая книга способствует более полной систематизации уже имеющихся знаний и более глубокому пониманию собственного Я. Конечно, любая более-менее приличная книга влияет на нас. Но особый смысл приобретает лишь такое чтение, к которому применимы слова Флобера: «Я читаю не затем, чтобы знать, а затем, чтобы жить». Подобные книги помогают всем тем, кто хочет познать себя и не остановился в своём развитии. Как писал О.Хаксли, мы не сможем изречь ничего стоящего, если предварительно не прочтём и не осмыслим написанное лучшими умами. «Как много людей, которые по прочтении иной хорошей книги открывали новую эру своей жизни!» (Торо).
«Мы никогда не простаиваем без дела. Мы – чаши, которые наполняются постоянно, без лишнего шума. Фокус в том, чтобы понять, как наклонить эту чашу и излить в мир красоту» (Р.Брэдбери). По мнению многих мыслителей, мудрость и красота (вероятно, именно та, которая спасёт мир) заключаются в гармоничном звучании разума и чувств. Так как источник счастья находится в человеческом сердце, то равновесие между умом и сердцем – непременное условие формирования гармоничной личности. И наша жизнь утрачивает устойчивость, когда мы сосредотачиваемся в одной области, игнорируя другую. Развитие сердца, души, чувств не должно отставать от развития ума, интеллекта, деловых качеств человека. Однако в современном мире наблюдается нарушение необходимого баланса со значительным перекосом в сторону интеллекта. Как писал Эрих Фромм, в плане интеллекта мы живём в век атома, но эмоционально мы находимся на уровне каменного века. На сегодняшний день, благодаря сосредоточению усилий вокруг интеллектуального развития при отрицании развития эмоциональной стороны человеческой личности, расхождение между интеллектуальным и эмоциональным уровнями достигло огромных размеров. И спасти нас могут лишь фундаментальные и подлинные изменения в нашем образе мышления, которые возможны только в том случае, если мы почувствуем глубокую необходимость увеличить действительно жизнь и уменьшить обыденность, повернёмся к потребностям, делающим нас более живыми и спонтанными, свободными и счастливыми. «Есть счастье, да нет ума искать его» (А.П.Чехов). Правильное мышление – это не результат просто развития интеллекта, оно приходит с самопознанием. При этом рациональная форма знания не теряет свой смысл, а лишь дополняется привнесением жизненного, чувственного начала. «Изменения в человеке происходят не тогда, когда он пытается стать другим, а тогда, когда он максимально отождествляется с тем, какой он сейчас. И лучшее, что можно сделать в подобной ситуации, - это “забить” на попытки измениться и направить свои силы на знакомство с тем, какой Вы сейчас» (А.Бейссер). Но большинство людей не стремятся к внутреннему развитию, изменениям и считают, что это не они, а кто-то другой должен измениться. И порой даже настолько абсолютизируют привычный образ жизни, что они скорее умрут, чем что-то изменят, поскольку изменение для них равносильно смерти. «Если большинство из нас остаются в неведении о самих себе, то это потому, что самопознание болезненно и мы предпочитаем ему приятные иллюзии» (О.Хаксли). Ведь нужно уметь принять болезненную реальность, прежде чем мы сможем что-то сделать для исправления ситуации. Нужна готовность увидеть тьму, прежде чем появится свет. «При свете мы обнаруживаем, что мы хуже, чем думали. Нас поражает наша былая слепота… Но мы не должны ни поражаться, ни содрогаться. Мы не стали хуже, чем были, напротив, мы стали лучше. Когда тускнеют наши пороки, свет, при котором мы видим их, сияет ярче, и нас переполняет ужас. Пока нет признаков исцеления, мы не осознаём глубин своей болезни. Мы пребываем в слепой самонадеянности и ожесточении, погрязшие в самообмане» (Фенелон). Духовно человек развивается по своей воле, но в наше время живёт огромное количество людей, отказавшихся развиваться духовно. «Мало кто находит выход, некоторые не видят его, даже если найдут, а многие даже не ищут» (Л. Кэрролл). Говоря словами У.Черчилля, человеку случается споткнуться об истину, но в большинстве случаев он просто поднимается и продолжает свой путь, как ни в чём не бывало. «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» (Ф.М. Достоевский). Люди могут прожить большую полезную жизнь, так и не разгадав загадку “кто я?” или вообще не задумываясь об этом. «Как и к другому, можно и к себе привыкнуть, так себя и не узнав» (Ландау). Сила привычки и страх перемен делают нас инертными и блокируют внутреннее развитие. «Те, кто отрицает перемены, творят разрушения» (Г.Уилсон). Энергия, необходимая человеку для подлинной самореализации и личностного роста, целиком пускается на сотворение иллюзорного мира и оберегание его от грубых вторжений реальности. Картина полностью преображается, когда человек готов к изменениям, готов понять самого себя и узнать правду о себе. Чем больше мы знаем о самих себе и чем меньше у нас иллюзий, тем полноценнее будет наша жизнь, превращаясь в увлекательное путешествие, в котором мы открываем себя. «Есть только один вид путешествия, которое возможно, - в наш внутренний мир… Путешествие по всему миру – это только символическое путешествие. И куда бы ты ни попал, ты продолжаешь искать свою душу» (А.Тарковский).
«Легко основать порядок в обществе, подчинив каждого его члена незыблемым правилам. Легко воспитать слепца, который, не протестуя, подчинялся бы поводырю или Корану. Насколько же труднее освободить человека, научив его властвовать над собой» (Сент-Экзюпери). Образование могло бы принести большую пользу, обучив нас искусству жить, лучше осознавая себя и интегрируя интеллект с эмоциями. Нужно сделать так, чтобы человек был превыше всего необходим себе самому. И он не может считаться зрелым, пока не подверг анализу своё Я и не приобрёл психологических знаний. «Главная жизненная задача человека - дать жизнь самому себе, стать тем, кем он является потенциально. Самый важный плод его усилий – его собственная личность» (Э.Фромм). Готовить человека к жизни – значит готовить его к творчеству внутри самого себя, в пределах своей личности, и, следовательно, формирование творческого начала необходимо превратить в универсальный воспитательный принцип. К сожалению, эмоциональная обеднённость, возникающая в результате удушения чувств, ослабляет творческие силы человека, непосредственно сопряжённые с тканью его души. Поэтому было бы хорошо с раннего возраста учить детей серьёзно относиться к своим эмоциям, понимать и различать их. «В мире нет ничего опаснее искреннего невежества и честной глупости» (М.Л.Кинг). Так как эмоциональной сферой человека занимается психология, то эта наука о душе должна бы стать одним из обязательных предметов всеобщего образования. Но государство не заинтересовано в поиске человеком истинного Я, потому что зачастую познание себя означает и обнаружение подлинной сущности власти. А в отношении взрослого человека к властям повторяется младенческое отношение ребёнка к своим родителям. Если выросший ребёнок не приобрёл способности вводить своих родителей в зону конструктивной критики, то аналогичным образом он расположен некритически верить и тому, что правители преподносят ему как справедливое и правильное, как в детстве он верил, не сомневаясь, каждому утверждению своего отца. Такая психологическая ситуация детской привязанности устанавливается с помощью многочисленных и сложных действий, предпринимаемых правящей элитой, которая, поддерживая и укрепляя в массах инфантильную психологическую зависимость, стремится утвердиться в их бессознательном в качестве фигуры отца. Правителей вполне устраивают граждане-роботы с “выключенными” чувствами, так как психически искалеченную личность гораздо легче эксплуатировать. Такие люди обычно чувствуют именно то, что от них ожидают, чтобы они чувствовали. И они способны настолько отождествить себя с государством, что становятся безупречными исполнителями чужой воли даже при отсутствии внешнего контроля. Ведь мы совсем не осознаём, что отдельная личность, сталкиваясь, например, с гигантской организацией, боится свободы, не верит в свои силы и ищет укрытия в установлении тождественности с этим гигантом. «Подавление свободы и прямое или косвенное принуждение к приспособленчеству начинаются не в офисе, не на фабрике и не в партийных структурах, а непосредственно в колыбели. Воспоминания об этом прессинге затем вытесняются в бессознательное, и это лишает человека способности прислушаться к любым разумным аргументам. Такой человек и в зрелые годы остаётся существом, покорным и подвластным чужой воле» (А.Миллер). Человек же с незаблокированной эмоциональной сферой всегда остаётся самим собой, не желая терять своё Я, и не становится жертвой ненасытной нужды других. Он имеет внутренний стержень и убеждения, обладает верой в самого себя и способностью мыслить критически, быть независимой личностью, а не овцой. Во взаимоотношениях с любыми авторитетными людьми мы тоже в какой-то мере осуществляем психологическую проекцию, отображая свои отношения с родителями или замещающими их фигурами. Как пишет А.Миллер, осознав, что не следовало в своё время воспринимать каждое слово матери и отца как истину в последней инстанции, мы уже в гораздо меньшей степени будем склонны чрезмерно идеализировать как отдельных людей, так и те или иные социальные системы. «В наши дни нет и не может быть автономных социальных структур. Поэтому если индивид не хочет стать просто проводником чьих-либо интересов и чьей-либо идеологии, он должен искать опору в себе самом» (А. Миллер).
К сожалению, кроме позитивного аспекта психологии, связанного с идеей самопознания, существует и негативный её аспект, представляющий серьёзную деструктивную опасность для развития личности. Речь идёт о манипуляциях с сознанием человека, что проявляется как в политике и рыночной экономике, так и в межличностных отношениях. Желания и чувства редко теперь зарождаются внутри людей, они пробуждаются и культивируются извне при помощи искусства “промывания мозгов”. Все современные способы манипулирования (в коммерческой рекламе или в политической пропаганде) используют технику внушения, которая производит мысли и чувства в людях, не давая им осознать, что эти мысли – вовсе не их собственные. Методы психологического воздействия предлагают отдельному человеку иллюзию, что у него есть собственные убеждения, которым он следует, в то время как в действительности они создаются другими. Манипулирование становится одним из самых важных средств контроля над людьми посредством контроля над их мыслями и чувствами.
Однако отчаиваться не стоит. Ведь реализация нашего стремления к самопознанию и преодолению иллюзий, вызванных искажённым восприятием себя и других, сводит к минимуму риск причинения нам ущерба методами манипулирования. Иначе говоря, если мы не будем познавать себя сами, то велика вероятность, что другие нас познают и используют в своих целях. Выбор – за нами. Посредством нашего выбора, наших действий или бездействия, мы и создаём самих себя. Причём фактически мы выбираем (зачастую неосознанно) между развитием и разрушением, ибо варианта стоять на месте просто нет. И всю ответственность за последствия этого выбора, как и за психологическую грамотность собственных детей, мы должны взять именно на себя. Выбрав путь поиска собственного Я, понимания и познания себя самого (например, с помощью психотерапии), мы освобождаемся от цепей рабства у иррациональных сил, ведущих нас к несчастью и к психическим расстройствам. Такое видение цели самопознания является составной частью великих традиций Востока и Запада – от Будды и Сократа вплоть до Спинозы и Фрейда. Без знания и понимания самого себя человек не в состоянии управлять собой и быть свободным, а без этого он навсегда останется рабом и игрушкой действующих на него сил. Поэтому во всех древних учениях первым требованием в начале пути к освобождению было правило: познай самого себя!375,1K