Рецензия на книгу
Над пропастью во ржи
Джером Д. Сэлинджер
oblyotov9726 сентября 2017 г.Взгляните на эту книгу по новому!
До этого я уже был знаком с французским экзистенциализмом. Преподаватель зарубежной литературы был одним из самых лучших на кафедре, где я учился. И вот литературу второй половины 20 века мы начали именно с французского экзистенциализма: романы «Тошнота» Жан-Поля Сартра, «Посторонний» Камю, «Пена Дней» Виана. Но эти книги были лишь формой трансляции теоретических трудов, они были выращены искусственно. Книга же Сэлинджера опирается на жизнь, это придаёт ей естественности.
Почему Холдена так интересуют, куда пропадают утки из замерзшего пруда? Или почему из всего многообразия выбора профессий и занятий он выбирает профессию ловца детей во ржи? Все это восходит к увлечению автора произведения буддисткой религией, которая основывается на вере в то, что Бога можно постичь в самых простых вещах. Конечно, если всматриваться в них долго и пристально. Это созерцательная модель поведения и автор наделяет ей Холдена Колфилда. Вообще, эта тема буддизма просматривается довольно чётко во всех романах, повестях Джерома Сэлинджера. Вот не дословный пример из «Выше стропила, плотники!»: « Она спросила кем я хочу быть после войны. Я ответил, если наступит мир я хочу быть дохлой кошкой. Только сегодня вечером я объяснил Мюриель, что в буддийской легенде секты Дзен рассказывается, как одного учителя спросили, что самое ценное на свете, и тот ответил – дохлая кошка, потому что ей цены нет!».
Возвращаясь к Холдену, скажу, что созерцательность, как бы этого не хотел герой, в чистом виде не может существовать в нашем мире. Тут ещё необходимо и действовать, причём в большей мере. Тут надо выбирать и действовать. И пока наш герой менял школы, жил в общежитиях, был в системе, ему не приходилось думать, не приходилось принимать решения. Именно в это время, в начале романа типичными фразами для него были «мне все равно», «мне вообще-то без разницы». Вдруг экстренная ситуация: Холдена выгоняют из школы, из привычной среды и он абсолютно выключен из человеческих отношений. Домой не хочется, потому что там он встретится лицом к лицу с экзистенцией: мама закатит истерику, отец вообще убьет. Да и тот же мир наделён по Сэлинджеру такими ужасными категориями как: притворство, показушность, отсутствие содержательности. К примеру, Ваши уроки английского языка в школе, где практикуется заучивание, но ни понимание, где дословный перевод довлеет над стремлением мыслить на английском языке. Вот, уроки английского есть, есть учебники, но насколько эта учеба эффективна?
Шестнадцатилетний парень остаётся один, в подвешенном состоянии. Множество второстепенных героев, длинных диалогов есть ничто иное, как попытка Холдена найти поддержку в мире экзистенции. Он ищет содержание в жизни, ищет чем бы заполнить пустоту существования. Но кто ему поможет? Сестра Фиби не способна в силу возраста, друзей у него нет, а все знакомые ужасные показушники и лицемеры.
«Родители?»,- спросите Вы. Нет! Где был Холден, когда помер его брат? В гараже, он собирался там спать! Сэлинджер не говорит открыто, как он там оказался, его текст подобен мозаике. Но, так как у Холдена «сто тётушек» , то можно предположить, что ему просто не хватило места в доме, и родители опасались за то, что он наговорит тетушкам много неприятного, обвинит их в бесчувственности и притворстве. А мальчику тогда было 12 лет, вместо сочувствия он был изолирован как больной. Могли ли так поступить хорошие родители?Это не трагический роман, здесь герой даже не предпринимает геройского поступка, который так свойственен экзистенциальным произведениям. Хотя Попытка была, вспомните как он уговаривал Салли поехать с ним и жить на берегу ручья в диком лесу! Это простая вещь, простое желание, но под ним подразумевается страстное желание довериться хоть одному человеку на свете, быть нужным и чувствовать свою нужность. Это попытка открыться человеку, попытаться узнать друг друга как можно глубиннее. Но Салли думала только о коротких юбочках, которые выдавались на катках…. Бедный Холден он так и остался в подвешенном состоянии. Но в других повестях Сэлинджера вы все таки можете узнать чем закончиться судьба мальчика, так как все герои автора сквозные.
381