Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Godfather

Mario Puzo

  • Аватар пользователя
    Аноним19 января 2011 г.

    ПЛЮС
    Сюжет. Несмотря на определенную предсказуемость сюжет, конечно, захватывает. Это понятно, что в итоге Зло, похожее на Добро, победит Зло, похожее на Зло. Но интригу Пьюзо держит мастерски. С одной стороны – обстоятельный рассказ (сага!) о жизни отдельно взятой итало-американской семьи, с другой – остросюжетный боевик. Плюс сицилийские зарисовки, плюс «пособие по достижению «американской мечты». В общем, сшито качественно.
    Персонажи. Хороший авторский ход: каждый появляющийся в романе герой анонсируется своей предысторией. Один-два абзаца – и персонаж уже не какой-то проходной мистер Х, а четко обрисованный, со своим характером, уникальными чертами человек. Иногда складывается ощущение, что Пьюзо, придавая личности определенные запоминающиеся черты, находится на грани шаблона. Впрочем, на мой взгляд, грань эту автор сильно не переступает.
    Идея. Спорная и опасная мысль о том, что Сильная Личность может жить по своим представлениям о Законе, поставив во главу угла свою, субъективную, Справедливость, – бальзам на измученные души всех хоть как-то униженных и хоть кем-то оскорбленных. Этот-то бальзам и заставляет читателя сопереживать героям «Крестного отца», даже понимая, что это антигерои. Сердце сжимается, когда «наших» (Санни, дона, Люку Брази) бьют. А какое воодушевление испытываешь, когда предатели наказаны, а противники повержены. Любим мы Робин Гудов всех мастей, но любовь эта опасна…
    МИНУС
    Стиль. В переводных произведениях я всегда делаю скидку на «трудности перевода», поэтому этот минус может быть на совести М.Кан. Но тем не менее стиль хромает. Во всяком случае те моменты, которые касаются диалогов, разговорной речи, всего того, что по идее должно создавать неповторимую атмосферу быта мафии. Неповторимости нет, нет своеобразных, запоминающихся выражений, которые выделяли бы представителей гангстерского мира, ведь это закрытая социальная группа, а значит, свои традиции и свой уникальный сленг. Попытки же придать стилистический окрас через своего рода архаичные, «высокого штиля» обороты (особенно в речи дона Корлеоне) не внушают доверия.
    Мотивы поступков героев не всегда понятны. У Пьюзо действие порождает действие, ответов на вопрос ПОЧЕМУ герой поступает определенным образом практически нет. Меня не удовлетворяет объяснение «в данных обстоятельствах он не мог поступить иначе», мне бы побольше психологии, внутренних переживаний и, как следствие, логических (и логичных) выводов.
    Линия Джонни Фонтейна & Co. Занимает в романе слишком много места, в то время как с другими сюжетными линиями пересекается косвенно и иногда даже надуманно. Такой маленький роман в романе. Задумка тянет на отдельное произведение, но в рамках «Крестного отца», на мой взгляд, это скорее балласт.
    ОЦЕНКА
    -5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5

    14
    107