Рецензия на книгу
Мир чудес
Робертсон Дэвис
Аноним23 сентября 2017 г.Завершающая часть Дептфордской трилогии не обещает читателю никаких сюрпризов. Это снова роман-исповедь и исповедь вполне ожидаемая - история третьего героя. В основе всей серии лежит случай, произошедший в начале XX века в крошечном канадском городке Дептфорд с тремя мальчишками. Как это часто бывает, одно единственное событие в корне меняет судьбы нескольких человек. Свою историю нам уже поведал Данстон Рамзи, отголоски истории Боя Стонтона мы слышали из уст его сына Дэвида, остался последний и самый загадочный элемент этого трио - Пол Демпстер (он же - Касс Флетчер, он же - Жюль Легран, он же - Мунго Фетч, и он же - великий и ужасный Магнус Айзенгрим).
Идут съемки фильма о Робере Гудене - великом фокуснике XIX столетия, отце современной иллюзии. Казалось бы, картина обречена на успех, ведь над ее созданием трудятся признанные гении, но вот незадача - биография Гудена скучна до безобразия и совершенно не дает понимания того, как становятся люди подобными мировыми величинами. Прославленный режиссер, гениальный оператор и известный продюсер обращаются к исполнителю главной роли - актеру и иллюзионисту Магнусу Айзенгриму - с просьбой дать им "подтекст", рассказать свою собственную историю становления. Конечно, можно было бы прочесть его официальную автобиографию, но, как известно, это не более чем одна из его мистификаций.
Любопытно, что рассказчиком в этой книге выступает уже знакомый нам Данстон Рамзи - мы слышим рассказ Магнуса как бы его ушами. И, стоит заметить, что подлинная история жизни Айзенгрима действительно необычна. Как человек, чье рождение сопряжено с трагедией, с детства познавший несправедливые гонения и издевки, вынужденный долгие годы быть "невидимкой", никем, пустым местом, вдруг становится величайшим из современных магов? Как ягненок превращается в волка? Романы Робертсона Дэвиса - это предельно откровенные психологические биографии его персонажей. Автору интересны не столько события, сколько то, как на эти события откликнулись сознание героя и его чувства, как все это отразилось в его душе, в мировоззрении. Он взращивает своих персонажей с детских лет до самой старости прямо на наших глазах и не упустит ни единой детали, если она так или иначе повлияла на становление личности. Текст здесь представляет собой минимум диалогов и сплошной поток воспоминаний. Изредка персонажи второго плана пытаются "отобрать микрофон" у центрального, но удается им это лишь ненадолго.
Как и в предыдущих частях трилогии, автор с завидной дотошностью погружает нас в профессиональную среду обитания объекта наблюдения. В "Пятом персонаже" мы открывали для себя науку о святых - агиографию, плутали в дебрях межконфессиональных противоречий и вращались в историко-академической сфере. В "Мантикоре" окунулись в область юриспруденции и психоанализа. "Мир чудес" же обнажает перед читателем закулисье дешевых балаганных цирков, театров и отчасти кинематографа. Оказывается, у и магии есть обратная сторона, скрытая от простофили-зрителя, - и она может быть весьма неприглядной. Ну а о театральных интригах-то мы все наслышаны.
Финал книги, если честно, показался немного скомканным - такое ощущение, что писатель чрезмерно увлекся повествованием о молодых годах Магнуса, а когда дошел как раз до начала его восхождения к вершине славы, решил, что дальше и так все понятно, пора закругляться. Ну и, конечно, главной интриге всей трилогии, разгадку которой нам обещает спойлерная аннотация, уделено очень скудное внимание. И само раскрытие этой интриги производит впечатление пшика - автор будто предлагает версию, а решение, верить ей или нет, оставляет на усмотрение читателя.
В моих глазах третья часть трилогии уступает первым двум, и все же романы Робертсона Дэвиса - это, хотя и очень специфичная, порой до занудности сложная, но, безусловно, необычная и необъяснимо манящая проза, заслуживающая внимания.
Как бы мы ни пытались быть честными в своих воспоминаниях, мы не можем не фальсифицировать их в свете знаний, приобретенных позднее, и особенно в свете того, кем мы стали.6131