Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Скверное начало

Лемони Сникет

  • Аватар пользователя
    eva-iliushchenko22 сентября 2017 г.

    К серии "33 несчастья" взрослые читатели обыкновенно приступают по двум причинам: это либо желание освежить воспоминания детства, либо интерес, возникший после просмотра одной из экранизаций. У меня оба эти желания слились воедино. В детстве у меня не было возможности дочитать эту серию до конца, к тому же я пропустила одну из книг, сразу перейдя к другой, так что такая увлекательная для меня история осталась незавершённой. А в ближайшем прошлом меня ещё и поразил сериал, который, будучи поразительно близок к сюжету, всё-таки сумел весьма органично его дополнить. Сразу скажу, что экранизация с Джимом Керри в роли Олафа показалась мне просто безвкусицей (неудивительно, что фильм провалился в прокате); из истории Бодлеров в ней просто сотворили какой-то безумный костюмированный фарс.
    Так как я всё-таки уже прочитала больше половины серии (7 книг из 13) и дошла до того момента, где таинственность истории достигает своего пика, а тайны и загадки только-только начинают слегка прояснятся, то отношение к первой книге из серии у меня, конечно же, несколько превратное. При прочтении первых частей создаётся впечатление эдакой монотонной истории с комическим эффектом цикличности, потому что схема в первых трёх-четырёх книгах одна и та же, и нет практически никакого намёка на развитие. Сейчас бы мне это показалось безумием - тратить своё время на такое сомнительное развлечение, но благодаря прошлому опыту я-то знаю, что ожидает нас впереди. Поэтому "Скверное начало" я перечитала с приятным чувством удовлетворения и предвкушения. И даже несмотря на то, что впоследствии злоключения Бодлеров выйдут за рамки игры в кошки-мышки между ними и графом Олафом, несмотря на то, что я знаю, в какой увлекательный фантасмагоричный детектив всё это выльется, тем не менее, я категорически не соглашусь с тем, что эта книга нудная, бездарная, шаблонная и т.д. Литература должна быть талантливой - как для детей, так и для взрослых, поэтому нет нужды её разделять по возрастным категориям, где детское - заведомо просто и предсказуемо. Книги Лемони Сникета безусловно относятся к талантливой литературе. Они неординарные, красиво написанные, не не носят морализаторского характера и иногда задевают такие близкие для детей, но не принятые в детской литературе темы - допустим, цитата


    Бывает так - просто скажешь, что ненавидишь что-то, а кто-то с тобой согласится, и тебе сразу полегчает, хотя ситуация и останется такой же ужасной.

    неплохо это иллюстрирует.
    Пожалуй, есть и некоторые критические замечания всё-таки. Я считаю излишними придирки относительно нелогичности сюжета, потому что, во-первых, это своего рода литература абсурда, а, во-вторых, это упрощённое повествование, ориентированное на детей, здесь мы не найдём психоаналитического разбора равнодушия мистера По или попыток докопаться до истоков жестокости Олафа. Тем не менее, есть и просчёты. Несмотря на то что повесть окутывает некий ореол таинственности и нереальности, всё же некоторые моменты автор намеренно прописывает очень подробно. К таковым относятся, например, изобретения Вайолет, и здесь автор совершает ошибку в описании изобретённой ею альпинистской "кошки". Это приспособление было сделано из металлического прута, служащего карнизом для штор, разломанного на две части (руками 14-летней девочки!), которые затем (ею же) были ещё и каждая согнуты под прямым углом, а после - в основании скреплены вместе маленьким кусочком проволоки, на которой до того висела картина. Стоит ли говорить, что подобное устройство не выдержит веса 14-летнего подростка, более того - из таких материалов его вообще невозможно соорудить, ещё и голыми руками! Помимо "изобретательских" ляпов мне кажутся провалом авторские аллюзии. Я совершенно не вижу никакой связи между персонажами из повести и знаменитыми людьми, чьи имена автор вставляет туда-сюда. Либо автор делал это наобум, либо всё-таки между персонажами и этими личностями есть что-то общее, на что автор заваулировано намекает, но чего я уловить не могу, либо это сделано для привлечения внимания детей и служит такому вот незамысловатому расширению их кругозора. Несмотря на эти немногочисленные минусы, повествование от них совершенно не теряет своей привлекательности.
    Лемони Сникет - это абсолютно привычная литература, не выходящая за рамки сказочной традиции. Тут мы встречаем и традиционный зачин-предупреждение, и цикличность, и лексический повтор, и даже уходящую корнями в эпоху Возрождения, к Рабле карнавализацию обыденной жизни (вся труппа Олафа и основной сюжет первой книги тому пример).
    Впрочем, всё это - стилистические тонкости; меня лично больше волнует то, как же в конце концов завершится история Бодлеров...

    30
    450