Рецензия на книгу
Bellman and Black
Diane Setterfield
Аноним17 сентября 2017 г.Последние лет десять возникла некая мода на неовикторианские романы, и Диана Сеттерфилд усердно окучивает эту грядку. И хотя она написала всего два романа в этом ключе, ни один из них не является достойным образчиком жанра. Они даже не столько неовикторианские, сколько псевдовикторинаские. То есть обертка есть, а внутри вроде как пусто. В Тринадцатой сказке ещё было некое подобие сюжета - спокойно, никаких спойлеров - кто такая Вида Винтер; здесь же сюжет отсутствует напрочь. На двухсотой странице я задалась вопросом: а в чем, собственно, интрига. Увы, не получила на него ответа, даже дочитав роман до конца. Моя примерная трактовка: Уилл Беллмен, полузаконный отпрыск некоего богатого семейства торговцев, в детстве с друзьями убивает из рогатки грача. После этого случая Беллмену начинает иногда видеться загадочный человек в чёрном, с которым он в какой-то момент заключает, а может и не заключает, какую-то сделки, подробностей которой он не помнит. Кто он и чего он хочет, не очень понятно, потому что дальше вот этого описания и имени мистер Блэк авторка не заходит. При этом она всю дорогу пытается кое-как нагнать сумраку и иногда говорить "бу". Такие стандартные ходы ( ведь это все-таки викторианская история) - смерть, мистические совпадения, таинственный незнакомец. В общем, делает она это с такой натугой, что фактуры, антуража и атмосферы в романе тоже ноль. Этого можно было бы и не заметить и хватило бы описаний работы фабричного производства и ритуального бизнеса в Англии 19 века, которые Сеттерфилд прилежно описывает, - если бы, опять же, была история. На обложке приведены выдержки из рецензий, так вот в одной из них говорится: "И самое восхитительное, что вы так и не можете уверенно сказать до самого конца, есть там призраки или нет". В общем, я в отличии от рецензента, нахожу в этом мало что восхитительного.
365