Рецензия на книгу
Человек, который принял жену за шляпу
Оливер Сакс
Аноним12 сентября 2017 г.Очень говорящее название - первое, что привлекает внимание в этой книге и уже после прочтения одноименной истории понимаешь: “А ведь иначе и не назовешь даже”.
Некий профессор П., страдающий зрительной агнозией, тянет жену за волосы, приняв её за шляпу! Казалось бы нет истории нелепее, да только что может сделать какая-то “история” реальному случаю из врачебной практики.
Каждый случай при прочтении вызывал странные ощущения. С одной стороны становится немного смешно от ситуаций, в которых оказываются герои да и сам автор, с другой - сопереживание героям его историй, которые скорее все же грустные, чем веселые. Упомянутый выше профессор, к примеру, сначала не вызывал никакой жалости, скорее наоборот. Простодушный, но крайне умный старичок, с юмором относящийся к своим нелепым оплошностястям. Но присматриваясь поближе, становится понятно, что все вовсе не так радужно: из-за того, что он не распознает объект целиком, даже на ощупь, все повседневные занятия вроде завтрака и одевания происходят на автомате, под напевание им какой-нибудь мелодии, проассоциированной с этим действием. Мелодия обрывается - и наш герой становится абсолютно беспомощным. И вот тогда становится даже немного не по себе.
Все эти истории похожи между собой: человек становится жертвой своего тела. Это не обычные болезни, как насморк или ангина, которые проходят после усердного лечения. Это то, что жизнь человека практически безвозвратно. Кто-то навсегда теряет ощущение собственного тела и для того, чтобы просто ходить вынужден концентрироваться на теле с помощью зрения. Кто-то не может запомнить абсолютно ничего нового, каждый день просыпаясь и думая, что наступило завтра, хотя на самом деле такое “завтра” изо дня в день, из года в год. Ну а кто-то с рождения вынужден носит ярлык “идиота” и всю жизнь проживать оторванным от социума.
Наиболее неоднозначные случаи Сакс оставил на десерт: истории аутистов, умственно отсталых, людей, не способных к полноценному самостоятельному существованию в обществе. И вот тут открывается гнилая сторона современного общества. За 50 с лишним лет, с тех пор, как была написана эта книга, ничего в отношении таких людей не поменялось: мы все так же их боимся, испытываем жалость и отвращение. Некоторые вплоть до презрения и настоящей ненависти. И это натолкнуло меня на мысль: кто же болен больше “неполноценные” люди или общество, которое не находит для них место? У каждого из них свое удивительное и уникальное восприятие мира, мышление числами или уникальный способ рисования или что-то еще, что кажется нам совсем невероятным. Да, существовать самостоятельно они не могут и стена “бытовухи” все еще не пускает их в социум. Что будет, когда она падет? Какое общество встретит их тогда?
Для меня эта книга - робкий взгляд за ширму “нормальности”. И об увиденном там я совсем не пожалел. В итоге получил массу пищи для размышлений и жутковатых мыслей вроде “Как бы вел себя я, окажись на его месте?”.
399