Рецензия на книгу
Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры
Эрик Берн
Аноним15 января 2011 г.Это была моя вторая попытка, данная Эрику Берну. На этот раз, преодолевая раздражение, я сумел дочитать книгу до конца. Как оказалось, это было важным.
Не стану скрывать, что главной причиной неудобоварения Берна для меня стал выбранный почтенным автором стиль. Как я прозвал его про себя – вульгарный психоанализ. Впрочем, я отдаю отчет, что автор метил в широкую, даже массовую аудиторию читателей, а вовсе не в меня. А эффективность простого (вульгарного) языка весьма ярко доказал предшественник Берна – наиболее чистокровный ариец прошлого века, с фамилией на букву Г. Словом, до поры до времени, выбегающие на стол мокрицы и прогуливающиеся вокруг пивной психотерапевты лишь убивали потенциальное доверие к излагаемым идеям верней цианистого калия, а научная репутация автора стремительно таяла в моих глазах. Тем неожиданней стала практически полная его реабилитация в двух заключительных частях книги.
Обобщенно говоря, в основу книги легли две фундаментальные идеи – теория игр и теория сценариев. Причем первая, на мой взгляд, далеко не столь оригинальна и убедительна как вторая. Сценарная теория, в первую очередь, утверждает, что раннее родительское влияние имеет решающее значение для дальнейшей судьбы ребенка. Закладываемая в возрасте от 2 до 6 лет родительская программа однозначно определяет схему поведения человека во взрослой жизни и более того – дает однозначный ответ на то, каким будет ее финал.
Поместив в конец книги главу «Возражения против сценарной теории», Берн заработал еще несколько очков в свою пользу. «Возражения», надо признать, стали этаким «лисьим» ходом, снявшим значительную часть накопленных претензий.
Добавлю от себя, что в настоящее время фатальное влияние ранних лет не является научно доказанным фактом. Поэтому проблему «верить или не верить в сценарий?» каждому придется решить самостоятельно.
И напоследок пару шпилек.
Я все же почувствовал себя немного обманутым, когда автор открестился от того, чтобы пролить свет на вопросы религии, смысла бытия и творчества – препоручив их другим наукам.
Кроме того, Берн, демонизировав родительские фигуры, оставил без внимания два ключевых вопроса: «Как после выздоровления строить отношения с родителями?» и «Как самому быть родителем?»
632