Рецензия на книгу
Как все было
Джулиан Барнс
Аноним6 сентября 2017 г.Из жизни щепок
«Будденброки» не что иное, как два толстенных тома, в которых автор рассказывает невыразительные истории о невыразительных людях в невыразительном стиле.
Э. ЭнгельЭту же характеристику можно смело применить к Барнсу. У него не один, не два, а целых три Акакия Акакиевича. Три унылые мышки-норушки, два мальчика и девочка, в которых собственно нет ничего плохого: не всем же родиться примами или альфа-самцами.
Это история тайного соперничества двух друзей, которое вылилось в явную борьбу за девушку. И при этом Барнс замахивается так замахивается: «Как всё было». Можно подумать, речь идет о сотворении мира или истории человечества от Адама и Евы, никак не меньше. (Барнс вообще страдает гигантизмом с этой его «Историей мира в 10,5 главах», читать которую, к слову, также тоскливо.) Ладно, положим автор решил сыграть на контрасте: масштабность, заложенная в названии, – и маааленькие стремные персонажики.
Но все три героя отличаются редким суесловием. Они не в меру суетливы и многословны, и как я понимаю, именно это мне преподносят как забавную болтовню. Барнс имитирует живое интервью с его повторами, нескладностями и сбивчивостью, и вскоре это начинает утомлять, поскольку переходит в словесный мусор, в информационный шум. Иногда среди этого монотонного бубнежа всплывают подробности прошлого каждого из персонажей. Иногда они обращаются к своему жизненному опыту, который лично мне совершенно чужд, да еще в такой манере, которая предполагает что-то типа диалога:
…ну знаете, есть такие фильмы, в которых изображаются семьи с кучей детишек, чудаковатых тетушек и славных родственников. Не знаю.
…а еще есть такие рестораны, в них происходит то-то и то-то… Ну знаете, как это обычно бывает. Понятия не имею.
Совершенно не понимаю, зачем бы это читать. Ни анализа, ни емких образов, ни интересных речевых оборотов, ни картин быта, ни изображений эпохи, или среды, или современников. Ничего. И однако гундеж течет плавно, ничем не прерываясь.12501