Рецензия на книгу
Леопард
Ю Несбё
Аноним5 сентября 2017 г.Игра в ассоциации.
Заповедь №. Прежде чем ступить на место происшествия, надо выбросить из головы все мысли, чтобы освободить место для самого ценного первого впечатления.После этой книги у меня наступило так называемое "книжное похмелье", когда никак не начать никакую другую - мысленно всё возвращаешься к прочитанному,и к своим ощущениям-ассоциациям от этого.
Попробую избавиться от него через рецензию.
Итак, первое впечатление.
Противно.
У Ю Несбё вообще, на мой взгляд, излишний натурализм в описаниях (убийств и проч.).
Ты стал еще противней, чем я тебя помню, но я все равно рада тебя видеть.(Катрина Братт)
Но мы автору прощаем его "маленькие" недостатки, потому что он создаёт такую атмосферу напряженности, такой накал эмоций (пусть и отрицательных) - я словно не книгу читаю, а смотрю фильм. Детектив - триллер.Поскольку напряжение не снижается до самого конца - книга читается на одном дыхании за два вечера.(Ночью надо спать)).
А чтоб не расслаблялись, между главами добавляются отрывки от имени убийцы (или не убийцы?), который комментирует следствие, и отрывок, когда кто-то кого-то мучает(люди без каких-либо признаков и описаний - кто попался на этот раз?)
Второе впечатление.
Я не угадываю убийцу ни с первого раза, ни со второго, подозревая каждого нового персонажа. Иду четко по меловой линии сюжета, которую рисует автор, по всем зигзагам и обратным поворотам, вовремя пугаясь или ужасаясь.
Читатели предыдущих книг возмущались, что все детали расследования в голове у Харре Холе, а мы видим лишь действия - результат его рассуждений. А как он догадался, не объясняется. В этот раз автор идет навстречу читателю: Харре ловит убийцу, подробно рассказывает как, кого, когда он убил, и ...ошибается с выводами.
Вообще, мне кажется, есть три варианта детективов: в первом случае, мы почти сразу знаем кто убийца (или вор), и всю книгу ждем, как следователи распутают это дело; во втором случае, убивают одного, затем следующего (или нескольких), потом оставшиеся садятся в кружок и сыщик восклицает:"Убийца... дворецкий!"- "Но почему?" - "Вы просто невнимательны, Ватсон. Вот здесь, здесь и там остались неопровержимые улики, и только гениальный я их заметил и догадался, как все происходило". Ватсон и читатель остались в дураках.
И, третий вариант, как у Ю Несбё, мы со следователем Харре носимся по всему городу, подозревая каждого, регулярно ошибаясь, и какое облегчение, когда убийца найден, но его еще надо поймать.
Мне нравится третий вариант.
Впечатление третье.
Всё это я уже где-то видела. Где же это было? Эпизод первый:Человек приходит в себя в темноте. Во рту у него какая-то конструкция. Человек, мучаясь, пытается освободиться - конструкция срабатывает - человек погибает.
Это фильм "Пила". Узнали?
Сюжет:
Очень опытный и очень разочарованный в жизни следователь отошел от дел. К нему приезжает другой следователь (дама) и просит вернуться и поделиться опытом. Без него "крокодил не ловится, не растёт кокос".
Когда он возвращается, конкурирующая правительственная организация организация следит за ним и не дает работать. Далее, он с напарницей ездит по окрестным городкам и поселкам, собирая информацию (местные мифы и легенды - от снежного человека до призрака гор), и регулярно натыкаясь на трупы и "скелеты в шкафах". Ещё у него есть есть человек, который может достать любую информацию в базе ФБР.
и...кто же это?
Фокс Малдер и Дана Скали "Секретные материалы"
В какой-то газете, кажется "Комсомолке", я читала, что первый вариант этой книги Ю Несбё так не понравился, что он удалил его, и начал писать заново с чистого листа. В общем, получился ядрёный компот.
Четвертое впечатление.
События в Африке.
Раз в месяц они выезжали в ближайший город, Гому, и спали там на кроватях, а не на земляном полу среди джунглей, где каждую ночь из каких-то дырок в земле поднимаются тучи неведомых кровососущих мух и человек просыпается уже наполовину обглоданным трупом. Гома. Черная лава, черные деньги, черные красотки, черные грехи. Примерно половина всех, кто попадает в джунгли, зарабатывают малярию, а остальные — болезни, названий которых не знает ни один белый врач и которые обычно обозначаются как «лихорадка джунглей».
Хоть и описано таким сочным языком, все происходящее в Африке кажется не настоящим, а вроде компьютерной игры. Может, слишком отличается от повседневной жизни.
Косяки, занозы, нестыковки и просто фантастика.
Ну, во-первых, с чего бы Харре начали сниться пророческие сны?
Во-вторых, у вас когда-нибудь болел зуб? А без наркоза его удаляли? Харре Холле для спасения своей жизни гвоздём разрывает себе щёку от угла рта до основания челюсти, и после этого ещё задает вопросы бандиту? На иностранном для них обоих языке? Как? На адреналине от боли. Ладно. Но после этого он едет на вулкан и стреляет из снайперской винтовки. И ведь попадает. На адреналине. Не верю!
Даже дыхание и пульс сбивают прицел.
Впечатление пятое.
Был ли у Несбё план на все последующие книги, или идея пришла позже, ( интересно - автор перечитывает собственные сочинения?) мне кажется для последней (на данный момент) книги "Жажда" узелки завязывались именно здесь.— Что это, по-твоему? — спросил Микаэль. Голос его эхом отзывался в стенах музея.
— Она его целует, — сказала Кайя и на шаг отступила от картины. — Или утешает.
— Она кусает его и сосет кровь, — сказал Микаэль.
— Почему ты так думаешь?
— Именно поэтому Мунк и назвал картину «Вампир». Все готово?
— Да, мой поезд в Устаусет отходит через час.
— А почему ты попросила меня сюда прийти?
Кайя собралась с духом:
— Хотела сказать тебе, что мы больше не можем встречаться.
Микаэль Бельман покачался на каблуках:
— «Любовь и боль».
— Что?
— Именно так Мунк первоначально назвал эту картину.
6360