Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Два капитана

Вениамин Каверин

  • Аватар пользователя
    Аноним2 сентября 2017 г.

    С большой опаской начинаешь читать книгу, которая когда-то в детстве произвела на тебя настолько глубокое впечатление, что все последующие 13 лет гордо стояла в списке самых любимых произведений. Потому что боишься, что детский восторг сменит взрослое разочарование. Но вот эта книга досталась мне в рамках "Новогоднего флэшмоба 2017", я держу её в руках и понимаю, что помню эту замечательную вещь только в общих чертах. А, значит, это судьба и была не была.

    И я нисколько не разочаровалась, потому что книга заиграла новыми красками, эмоциями и впечатлениями. Она показала себя многослойным произведением о любви, дружбе, долге, мечте, предательстве, подлости, войне и еще стольких вещах, которые упоминать здесь можно бесконечно долго. Немного идеализированная, немного "отшлифованная", но кто бы из нас не хотел иметь мечту всей своей жизни и стремиться к ней как Саня Григорьев, встретить любовь и пронести её через все перипетии судьбы как Катя Татаринова или же просто иметь вокруг себя таких добрых, верных и надежных друзей как Валька или доктор Иван Иваныч? А ещё это книга о людях, которыми очень хочется стать или хотя бы быть немного похожими:


    Если быть, так быть лучшим!

    Вместе с этим я не могу обвинить автора в односложном делении всего на чёрное и белое. Саня Григорьев безусловно положительный персонаж, но иногда его упёртость, непоколебимая уверенность в своей правоте, а порой и гордыня (докажу Кате, что я был прав и отвернусь от неё) выходит боком окружающим и дорогим ему людям. Ромашов - по сути своей страшный человек, очень не хотелось бы встретиться с таким "ромашкой" на своём жизненном пути. Но ведь если присмотреться, то он глубоко несчастен. Да, он подлый, беспринципный, легко пойдёт по головам и готов врать, изворачиваться и льстить, лишь бы добиться своей цели. Но его болезненная любовь к Кате и последний монолог о том, как всю жизнь он страдал от того, что был в тени своего более успешного одноклассника, заставили меня хоть немного, но пожалеть его. История Ромашова повторяет жизненный путь другого персонажа этой книги - Николая Антоныча. Да, он негодяй. Да, он фактически погубил мужа любимой женщины. Но вместе с этим он наказал сам себя: благосклонности так и не добился, а на закате его жизни постыдная тайна всплыла наружу, оставив один на один с одиночеством и людским презрением.

    Помимо захватывающего сюжета Каверин потрясающе передаёт эмоции своих персонажей. Особенно поразил эпизод, который в детстве для меня остался как бы за кадром. Это сцена, когда Варе Трофимовой приходит похоронка с фронта: здесь нет ни картинных заламываний рук, ни рыданий, но этому горю ты веришь, ты его буквально чувствуешь: "Впервые в жизни я увидела, как бьются головой об стену. Она билась не лбом, а как-то сбоку, наверное, чтобы было больнее, и не плакала, с неподвижным выражением, точно это было какое-то дело. Волосы вздрагивали - и вдруг она прижалась лицом к стене, раскинула руки..."
    А то, как Каверин описывает чувства Сани и Кати! Для этих цитат я могла бы завести отдельную тетрадь: настолько все проникновенно, трогательно, но без лишнего пафоса и слащавости.
    Нельзя отказать автору и в чувстве юмора. Порой хотелось смеяться в голос над взаимоотношениями в семье Жуковых, болезненной любовью Вальки к черно-бурым лисицам и грызунам, конфликтом Нины Капитоновны с новой экономкой Николая Антоныча, ну а стишок "... Тетушка просит летать пониже" - это же шедевр, не иначе.

    Можно ещё очень долго перечислять плюсы этого замечательного произведения. Скажу лишь, что девиз "Бороться и искать, найти и не сдаваться" и спустя столько лет не утратил своей силы. Борись, ищи, найди, не сдавайся, а жизнь всё расставит по своим местам. Книга с большой буквы, которая, я уверена, надолго оставит отпечаток в моей душе, как сделала это 13 лет назад.

    P.S. Не могу не посоветовать замечательную советскую экранизацию этого романа с Борисом Токаревым в главной роли. Тот случай, когда фильм не уступает книге, а лишь гармонично её дополняет.

    17
    326